Разработка фирменного наименования


Фирменные наименования могут быть только словесными. 

При разработке фирменного наименования необходимо учитывать следующее: 

1. В фирменное наименование юридического лица не могут включаться: 

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований; 

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 

3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций; 

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений; 

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали. 

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации. Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 201-ФЗ). 

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы. (в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 201-ФЗ) 

Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям пунктов 3 или 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. 

2. Вероятность нарушения исключительных прав третьих лиц создаваемым фирменным наименованием. 

Если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, зарегистрированные товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения, и в результате такого тождества или сходства потребители и (или) контрагенты могут быть введены в заблуждение, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее (пункт 6, статья 1252 ГК РФ). 

Использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, не допускается, если данное юридическое лицо осуществляет аналогичную деятельность и его фирменное наименование было включено в ЕГРЮЛ ранее. (пункт 3 статьи 1474 Гражданского кодекса РФ). 

3. Вероятность успешной регистрации фирменного наименования. 

Процедура регистрации юридического лица достаточно простая и стандартная. Но все же есть причины для отказа в регистрации фирменного наименования из-за несоответствия наименования законодательству (часть 4 статьи 1473 ГК РФ). 

4. Уровень охраноспособности фирменного наименования. 

Чем больше проверено пунктов законодательства на предмет противоречия ему вашего обозначения, чем больше проанализировано существующих обозначений (фирменных наименований, товарных знаков, коммерческих обозначений) на предмет сходства тождественного или до степени смешения с вашим фирменным наименование, тем выше уровень его охраноспособности данного обозначения. Прежде чем начать использовать фирменное наименование, средство индивидуализации, нужна комплексная правовая экспертиза. 

5. Воспринимаемость фирменного наименования потребителями ваших товаров и услуг, а также его запоминаемость. 

6. Адекватность применения фирменного наименования товарам и услугам производимым вашим предприятием. 

Игнорирование первых трех пунктов может стать причиной финансовых потерь: штрафы, компенсация ущерба, судебные расходы, потеря клиентов, изменение фирменного наименования, вынужденный ребрендинг, и др. Четвертый и пятый пункты могут повлиять на объемы продаж и на конкурентоспособность, здесь необходима консультация специалистов по маркетингу. 

Экспресс-проверка фирменного наименования на стадии разработки и последующая информационно-правовая экспертиза фирменного наименования, выполняемая ОПС «ЭДВАКС», позволит избежать проблем по первым трем пунктам. 

Предлагаемый алгоритм разработки фирменного наименования: 

1. Необходимо сформулировать несколько вариантов фирменного наименования. Все варианты проверить через систему экспресс-проверки обозначений. Выбрать вариант, который значительно отличается от ближайшего похожего обозначения по однородным товарам/услугам. 

2. Разработанное наименование передать на информационно-правовую экспертизу фирменного наименования в ОПС «ЭДВАКС». 

3. В случае отсутствия фактов и аргументов, указывающих на нарушение чьих-либо исключительных прав, а так же на противоречие действующему законодательству, можно подготовить и подать соответствующее заявление.




ОНЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИИ Разделы