следует принимать во внимание его смысловое и/или пространственное значение.
При определении пространственного значения неохраняемого элемента в этикетке (как
словесного, так и изобразительного – натуралистического изображения товара или его
ингредиентов), целесообразно оценивать не только относительные по сравнению с другими
элементами размеры этого элемента. Пространственное доминирование может быть
обусловлено расположением элемента в композиции этикетки, его цветовым исполнением,
использованием для написания словесного элемента оригинальной выразительной шрифтовой
графики и других оригинальных изобразительных средств. Таким образом, пространственное
доминирование элемента может быть вызвано его исполнением в более крупном, чем другие
элементы размере, центральным расположением в этикетке, яркой, контрастной окраской 4
элемента, применением специальных изобразительных приемов. Иногда для написания
неохраняемого словесного элемента, например, наименования товара, применяется столь
оригинальная шрифтовая графика, что смысловое доминирование словесного элемента
вуалируется и утрачивает свое значение даже при его центральном пространственном
положении и относительно крупном размере. Например, в этикетке, изображенной на рисунке 3,
предназначенной для товара «воды», доминирующий неохраняемый элемент имеет характерное
доминирование вуалируется.
особенности этого элемента, но и анализировать всю композицию этикетки в целом, определяя
роль неохраняемого элемента в этой композиции - его пространственное и смысловое значение.
Примеры этикеток, в которых «описательные» элементы занимают доминирующее
положение, приведены на рисунках 4 и 5.
В этикетке, изображенной на рисунке 4, предназначенной для товара «вино»,
доминирующее положение занимает неохраняемый словесный элемент «Spumante», имеющий в
переводе с итальянского языка значение - игристое вино.
В этикетке, изображенной на рисунке 5, предназначенной для товара «приправы»,
доминирующее положение занимают натуралистические изображения продуктов, входящих в
состав приправы; надписи, указывающие на вид товара, его состав, назначение;
натуралистические изображения продуктов и блюд с сопроводительными надписями (картофель,
рис, мясные блюда и т.д.), для которых может быть использована приправа.
Вместе с тем в случае, если заявитель подтвердит, что этикетка, в которой доминируют
«описательные» элементы, приобрела различительную способность в результате её
использования до даты подачи заявки, она может быть зарегистрирована в качестве товарного
знака с включением этих доминирующих «описательных» элементов в товарный знак как неохраняемых.
Кроме того, не исключается возможность регистрации в качестве товарного знака этикетки,
включающей несколько неохраняемых изобразительных элементов или состоящей
полностью из таковых, создающих оригинальную графическую композицию (за счет
оригинального взаимного расположения неохраняемых элементов, сочетания цветов,
примененных для окрашивания элементов и т.д.), при условии, что ни один из таких элементов
не подпадает под действие правовой нормы пункта 3 статьи 1483 Кодекса в отношении
заявленного перечня товаров.
В двух последних случаях при указании сведений о неохраняемых элементах под кодом
ИНИД (526) может быть использована следующая запись: «Товарный знак охраняется в целом
без охраны элементов: (следует перечисление неохраняемых элементов)».
Следует также подчеркнуть, что к неохраняемым изобразительным элементам, относятся
только натуралистические изображения. Поэтому следует отличать натуралистические
изображения от стилизованных и фантазийных изображений. Натуралистические - это
изображения, соответствующие природе изображаемого предмета, точно отражающие
реально существующие предметы среды обитания человека, в частности, это фотографические
изображения. Стилизованные изображения – это изображения, выполненные в какой-либо
художественной манере, в частности, упрощенные изображения. Фантазийные изображения –
это изображения с элементами игры (фантазии), изображения не соответствующие реально
существующим предметам окружающего человека мира. Фантазийные и стилизованные
изображения не относятся к «описательным». Они относятся к изображениям, вызывающим
ассоциации с конкретным товаром.. Например, изображенная на рисунке 6 этикетке,
предназначенной для товара «йогурт с клубникой», клубника ассоциируется со сказочным
персонажем и поэтому не является описательным.
Особенности этапа экспертизы этикеток, связанного с анализом заявленного перечня товаров
В практике экспертизы возникают вопросы, касающиеся проверки соответствия этикетки
условию охраноспособности, установленному подпунктом
1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса,
связанные с анализом перечня товаров, для которых испрашивается государственная
регистрация товарного знака.
Указанная правовая норма устанавливает, что не допускается государственная
регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих
элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя
относительно товара или его изготовителя.
Если этикетка содержит наименование товара, для которого она предназначена, и
заявленный перечень содержит только этот товар, то этикетка может быть зарегистрирована в
качестве товарного знака для этого конкретного товара.
Например, этикетка фруктового сока, содержащая наименование «фруктовый сок», может
быть зарегистрирована для товара «соки фруктовые». Если же регистрация упомянутой этикетки
испрашивается не только для «соков фруктовых», но и других безалкогольных напитков, не
относящихся к фруктовым сокам (минеральная вода, квас, лимонады, соки овощные и т.д.), то
для этих товаров элемент «фруктовый сок» будет ложным, и этикетка в целом может быть признана ложной.
Если этикетка, содержащая конкретное наименование товара, заявлена для перечня
товаров, состоящего из названия родовой или видовой группы, к которой указанный на этикетке
товар относится, то она не может быть зарегистрирована в отношении этого перечня, поскольку
может быть признана ложной для части товаров, входящих в соответствующую группу.
Например, этикетка минеральной воды, содержащая наименование «минеральная вода»,
не может быть зарегистрирована для товаров «безалкогольные напитки», поскольку к
безалкогольным напиткам помимо минеральных вод относятся газированные воды, соки,
нектары, фруктовые напитки, квас и т.д., и элемент «минеральная вода» будет ложным для
товара, не являющегося минеральной водой.
Как отмечено выше, содержащиеся в этикетках натуралистические изображения товаров, а
также натуралистические изображения ингредиентов этих товаров могут рассматриваться как
элементы «описательные», указывающие на вид товара или его состав, т.е. прямо
характеризующие товар. Содержащиеся же в этикетках стилизованные и игровые изображения
товаров и ингредиентов этих товаров могут рассматриваться как элементы, вызывающие
ассоциации с товаром, его составом и тем самым косвенно характеризующие товар.
Если этикетка заявлена для товаров, не относящихся к тем, что изображены на этикетке,
независимо от того, являются ли эти изображения натуралистическими, стилизованными или
игровыми, в этом случае имеющиеся на этикетке изображения товаров и, соответственно, сама
этикетка могут рассматриваться:
- либо как способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара,
- либо как фантазийные.
При определении того, к какому из двух указанных видов обозначений может быть
отнесена этикетка, предлагается использовать следующие рекомендации.
Целесообразно установить в отношении каждого заявленного в перечне наименования
товара, может ли содержащееся в этикетке изображение вызвать у потребителя ассоциативное
представление о товаре, которое способно ввести потребителя в заблуждение, и являются ли эти
ассоциативные представления правдоподобными.
Если в результате будет установлено, что изображение в этикетке в отношении данного
товара способно ввести потребителя в заблуждение, но вводящие в заблуждение ассоциации не
правдоподобны, этикетка может рассматриваться как фантазийная и не подпадающая под
действие правовой нормы подпункта
1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Например, этикетка, содержащая натуралистическое изображение ананаса (рисунок 7),
может рассматриваться как способная ввести потребителя в заблуждение в отношении
указанного в перечне товара «овощные консервы», т.к. ананас относится не к овощам, а к
фруктам. Аналогично этикетка, содержащая изображение ветчины может рассматриваться как
способная ввести потребителя в заблуждение в отношении указанного в перечне товара
«колбасы». В то же время этикетка, размещенная на рисунке 8, содержащая натуралистические
изображения фруктов - яблока и банана, может рассматриваться как фантазийная в отношении
товара «краски акварельные».
При рассмотрении вопроса о способности этикетки, содержащей изображения, ввести в
заблуждение потребителя относительно товара целесообразно также принимать во внимание следующее.
Способность любого заявленного на государственную регистрацию в качестве товарного
знака обозначения ввести потребителя в заблуждение зависит от ряда факторов, в том числе
имеющих субъективный характер (предшествующий опыт, наличие у него определенных знаний и
т.д.). Сказанное в полной мере относится и к этикеткам. В связи с этим вывод экспертизы о
способности этикетки ввести потребителя в заблуждение относительно товара в некоторых
случаях может носить дискуссионный характер, и для его опровержения заявителем
(правообладателем) могут быть представлены сведения о том, что при реализации товаров с
применением заявленной или зарегистрированной этикетки отсутствует опасность введения
потребителя в заблуждение (например, результаты опроса потребителей).
Особенности экспертизы этикеток, содержащих охраняемые средства индивидуализации
В ряде случаев этикетка, заявляемая на регистрацию в качестве товарного знака,
содержит охраняемые средства индивидуализации юридических лиц, товаров и предприятий
(далее – средства индивидуализации), а именно: фирменные наименования, товарные знаки,
коммерческие обозначения. При экспертизе такой этикетки могут сложиться разные ситуации, в
связи с чем целесообразно принимать во внимание следующие рекомендации.
Если обладателем исключительных прав на содержащиеся в этикетке средства
индивидуализации является заявитель по соответствующей заявке на государственную
регистрацию товарного знака (далее – заявка на товарный знак), то при экспертизе заявленного
обозначения исследуется вопрос о возможности включения этих средств индивидуализации при
регистрации товарного знака как охраняемых или неохраняемых элементов.
Примеры:
1. На регистрацию в качестве товарного знака заявлена этикетка, изображенная на
рисунке 9. Заявителем по заявке на товарный знак является Открытое акционерное общество
Самарский комбинат спиртовой и ликеро-водочной промышленности «Родник». Этикетка
содержит обозначение «ОАО Самарский комбинат спиртовой и ликеро-водочной
промышленности «Родник», соответствующее фирменному наименованию заявителя. Это
обозначение не занимает в этикетке доминирующее положение. При регистрации этикетки в
качестве товарного знака словесное обозначение «ОАО Самарский комбинат спиртовой и
ликеро-водочной промышленности» может быть включено в товарный знак как неохраняемый
элемент, поскольку не обладает различительной способностью, а словесному элементу «Родник»
может быть предоставлена правовая охрана при соблюдении требований, установленных
пунктом
6 статьи 1483 Кодекса.
2. На регистрацию в качестве товарного знака в отношении товара «алкогольные напитки
(за исключением пива)» заявлена этикетка, изображенная на рисунке 10. Заявителем по заявке на
товарный знак является Открытое акционерное общество «Уссурийский бальзам». Этикетка
содержит изобразительный элемент, представляющий собой стилизованное изображение головы
тигра в круге. При проведении экспертизы заявленного обозначения установлено, что упомянутый
выше изобразительный элемент зарегистрирован ранее в качестве товарного знака (см. рисунок
11) в отношении тождественного товара и исключительное право на этот товарный знак
принадлежит заявителю. Следовательно, при регистрации этикетки в качестве товарного знака
данный изобразительный элемент также подлежит правовой охране.
Если при экспертизе этикетки, заявленной на регистрацию в качестве товарного знака,
установлено, что она содержит охраняемое средство индивидуализации лица, не являющегося
заявителем по соответствующей заявке, то целесообразно учитывать следующее.
Этикетка, содержащая фирменное наименование или коммерческое обозначение лица, не
являющегося заявителем по соответствующей заявке, может рассматриваться как способная
ввести в заблуждение потребителя относительно изготовителя товара. Если исключение из
этикетки содержащегося в ней фирменного наименования или коммерческого обозначения
другого лица не повлечёт существенное изменение заявленной этикетки, то целесообразно
предложить заявителю внести такое изменение в материалы заявки в установленном порядке.
Этикетка также может содержать охраняемый в Российской Федерации в отношении
однородных товаров товарный знак другого лица. В этом случае оценку охраноспособности
этикетки целесообразно осуществлять с учетом значимости положения «чужого» товарного знака в этикетке.
В ситуации, когда «чужой» товарный знак может рассматриваться, как несамостоятельная
часть единой композиции, когда он органично связан с другими элементами этой композиции, для
оценки охраноспособности этикетки целесообразно руководствоваться рекомендациями по
определению сходства комбинированных обозначений, изложенными в Методических
рекомендациях по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство.
В том же случае, если «чужой» товарный знак занимает в этикетке «автономное»
положение и воспринимается как товарный знак, индивидуализирующий товар, он может
рассматриваться в качестве элемента, способного ввести потребителя в заблуждение
относительного товара и/или изготовителя товара, т.к. он может создавать впечатление, что
товар произведен владельцем охраняемого товарного знака. В таком случае имеются основания
для вывода о несоответствии заявленной на регистрацию в качестве товарного знака этикетки
условию охраноспособности товарного знака, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Если исключение из этикетки содержащегося в ней охраняемого товарного знака другого
лица не повлечёт существенное изменение заявленной этикетки, то целесообразно предложить
заявителю внести такое изменение в материалы заявки в установленном порядке.