22.06.2014 Отказ в регистрации товарного знака «ПРОСТО для роста» (заявка №2012733711), ЗАО «Межотраслевое научно-производственное предприятие «Фарт» (несоответствие п. 6 ст.1483 Кодекса)
|
Приложение к решению Федеральной службы по интеллектуальной собственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
коллегии палаты по патентным спорам по результатам рассмотрения возражения
Коллегия палаты по патентным спорам в порядке, установленном пунктом 3
статьи 1248 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) и
Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по
патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 № 56,
зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003
№4520 (далее – Правила ППС), рассмотрела возражение от 17.03.2014, поданное
ЗАО «Межотраслевое научно-производственное предприятие «Фарт», Россия (далее
– заявитель) на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
(далее – решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного
знака по заявке №2012733711, при этом установлено следующее.
На регистрацию в качестве товарного знака по заявке №2012733711 с
приоритетом от 27.09.2012 на имя заявителя было подано комбинированное
обозначение , включающее изобразительный элемент в виде стилизованного
изображения белых листьев, расположенных на круглом темно-зеленом фоне, и
словесные элементы «ПРОСТО» и «для роста», выполненные один под другим
стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Предоставление правовой
охраны товарному знаку испрашивается в белом, темно-зеленом цветовом
сочетании в отношении товаров 01 класса МКТУ, указанных в перечне заявки.
Решением Роспатента от 30.01.2014 было отказано в государственной
регистрации товарного знака по заявке №2012733711. Основанием для принятия
указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно
которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве
товарного знака для всех заявленных товаров на основании пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Заключение мотивировано тем, что заявленное обозначение сходно до степени
смешения с ранее зарегистрированным товарным знаком «PROSTO» по свидетельству
№269693 с приоритетом от 11.09.2002 (срок действия регистрации продлен до
11.09.2022), правовая охрана которому предоставлена на имя иного лица в отношении
однородных товаров 01 класса МКТУ.
Кроме того, экспертиза отмечает, что входящий в состав заявленного обозначения
словесный элемент «для роста» является неохраняемым элементом на основании пункта
1 статьи 1483 Кодекса, поскольку не обладает различительной способностью, так как
указывает на назначение товаров.
В Палату по патентным спорам поступило возражение от 17.03.2014, доводы
которого сводятся к следующему:
- словесная часть «для роста» обладает различительной способностью и рифмуется
со словом «ПРОСТО»;
- словесный элемент «ПРОСТО для роста» носит неопределенный характер,
намекающий на возможность роста, но не указывающий на объект роста «что или кто
может расти».
- словесный элемент «ПРОСТО» является частью словосочетания «ПРОСТО для
роста», которое в целом обладает фонетическими, семантическими и визуальными различиями;
- заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак «PROSTO» не
сходны, т.к. различны по всем признакам сходства.
На основании изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента от
30.01.2014 и зарегистрировать товарный знак по заявке №2012733711 для всех
заявленных товаров.
Изучив материалы дела и заслушав лиц, участвующих в рассмотрении
возражения, Палата по патентным спорам считает доводы возражения
неубедительными, ввиду нижеследующего.
С учетом даты (27.09.2012) поступления заявки №2012733711 правовая база
для оценки охраноспособности обозначения включает в себя вышеуказанный
Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию
товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Приказом Роспатента №32 от
05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003, регистрационный
№4322 (далее – Правила).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается
государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих
различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих
товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство,
назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые
элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Положения настоящего пункта не применяются в отношении обозначений,
которые приобрели различительную способность в результате их использования.
Согласно пункту 2.3.2.3 Правил к обозначениям, характеризующим товары, в том
числе указывающим на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а
также время, место, способ производства или сбыта относятся, в частности, простые
наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указание свойств
товаров (в том числе носящие хвалебный характер), указания материала или состава
сырья; указания веса, объема, цены товаров.
Согласно пункту 14.4.1 Правил при определении, занимает ли неохраняемое
обозначение в товарном знаке доминирующее положение, принимается во внимание
его смысловое и/или пространственное значение.
Если такое обозначение занимает доминирующее положение, то делается
вывод о невозможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.
В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть
зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные
до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской
Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской
Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до
степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в
целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с требованиями пункта 14.4.2.4 Правил комбинированные
обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми
видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного
обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются
признаки, приведенные, в частности, в пункте 14.4.2.2 Правил, а также
исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным
элементом в заявленном обозначении.
Согласно пункту 14.4.2.2 Правил сходство словесных обозначений может
быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), и смысловым
(семантическим) и определяется по признакам, изложенным в подпунктах (а),
(б), (в) пункта 14.4.2.2.Правил.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут
учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт
14.4.2.2 (г) Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности
товаров определяется принципиальная возможность возникновения у
потребителя представления о принадлежности этих товаров одному
производителю. Для установления однородности товаров принимается во
внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они
изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Рассматриваемое обозначение представляет собой комбинированное
обозначение , включающее изобразительный элемент в виде стилизованного
изображения листьев белого цвета, расположенных на круглом темно-зеленом фоне,
и словесные элементы «ПРОСТО» и «для роста», выполненные один под другим
стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Предоставление правовой
охраны товарному знаку испрашивается в белом, темно-зеленом цветовом сочетании.
Учитывая, что словесные элементы «ПРОСТО» и «для роста» не образуют
устойчивого словосочетания, а также исходя из особенностей графического
исполнения данных элементов (выполненных в две строки, одно под другим, буквами
разного размера), правомерным является проведение анализа отдельно по каждому
словесному элементу.
Согласно словарно-справочным изданиям значение слов, входящих в состав
заявленного обозначения, следующее:
- для – предлог: 1.Указывает на назначение предмета (например, Альбом для
рисования. Шампунь для сухих волос.). 2.Указывает на цель, причину, основание
совершения действия; ради. Стараться для семьи. Сделать что-л. для пользы дела.
- рост – от глагола расти (в результате жизненного процесса становиться больше,
выше, длиннее и т.п. (о человеке, животном, растении и т.п.), (см. Толковые словари на
сайте http://www.edudic.ru/).
Обозначение «для роста» представляет собой сочетание слов, связанных между
собой грамматически и семантически с образованием единой смысловой конструкции.
С учетом семантики в отношении заявленных товаров 01 класса МКТУ: «вещества
для предохранения цветов от увядания; препараты для предохранения цветов от
увядания; глинозем; глиняные гранулы для гидрокультур, керамзит; горшочки
торфоперегнойные для садоводства и огородничества, торфяные кассеты; торф
[удобрение]; торф сельскохозяйственный; грунт для выращивания растений; гумус;
почва для выращивания растений; почвогрунт для выращивания растений; удобрения;
культуры микроорганизмов и препараты из микроорганизмов (за исключением
используемых для медицинских или ветеринарных целей); препараты с
микроэлементами для растений; препараты для регулирования роста растений;
вещества, способствующие сохранению семян; препараты, препятствующие
прорастанию семян, в том числе овощных культур; химические вещества для сельского
хозяйства, лесного хозяйства и садоводства; цеолиты, силикагель, вермикулит, перлит»,
словесный элемент «для роста» характеризует товары, указывая на их назначение
(предназначенных для роста растений) и является неохраняемым элементом на
основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Анализ сведений из сети Интернет показал, что обозначение «для роста» задолго
до даты подачи заявки использовалось различными изготовителями в качестве
характеристики товара (для увеличения роста растений). Например: в статье «Что
нужно растению для роста? на сайте (http://www.hydo.ru/plants/30-potrebnosti-
rasteniy.html); «Любимый сад. Садовоство и огородничество. Авторские статьи»
(http://lovesad.ru/cvetnik/1807-dlia-rosta-rastenii.html), и др.
Анализ заявленного обозначения на соответствии требованиям пункта 6
статьи 1483 Кодекса показал следующее.
В качестве сходного до степени смешения с заявленным обозначением в
заключении по результатам экспертизы указан товарный знак по свидетельству №269693 – (1).
Противопоставленный знак – (1) представляет собой комбинированное
обозначение, выполненное в виде геометрической фигуры неправильной формы, внутри
которой расположен словесный элемент «PROSTO», исполненный стандартным
шрифтом буквами латинского алфавита. Правовая охрана товарному знаку
предоставлена в красном, белом, коричневом цветовом сочетании.
При оценке тождества и сходства сравниваемых обозначений учитывается
тождество и сходство доминирующих элементов, на которых в большей степени
фиксируется внимание потребителей.
В заявленном обозначении, как и в противопоставленном знаке, основными
элементами являются слова «ПРОСТО» и «PROSTO», так как они легче
запоминаются, чем изобразительные элементы и именно на них в первую
очередь акцентируется внимание потребителей. При этом, как было указано
выше, в заявленном обозначении основную индивидуализирующую нагрузку
несет словесный элемент «ПРОСТО», в отличие от неохраняемого элемента «для роста».
Сопоставительный анализ сравниваемых обозначений показал, что сравниваемые
словесные элементы «ПРОСТО» – «PROSTO» фонетически тождественны.
При этом, несмотря на то, что слово PROSTO в переводе с латинского языка на
русский язык означает «выступать, торчать», для среднего российского потребителя
оно воспринимается как транслитерация буквами латинского алфавита слова
«ПРОСТО», в связи с чем они будут ассоциироваться друг с другом.
Изложенное выше обуславливает вывод о сходстве заявленного обозначения и
противопоставленного знака (1) по фонетическому и семантическому факторам
сходства, который в исследуемом случае является основным.
Что касается визуального признака сходства, то следует отметить следующее.
Между заявленным обозначением и противопоставленным ему товарным знаком (1)
имеются визуальные различия, обусловленные наличием изобразительных элементов.
Однако, учитывая установленное сходство доминирующих словесных элементов,
сравниваемые обозначения признаются сходными в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Сравнение перечней товаров с целью определения их однородности показало, что
сопоставляемые товары полностью совпадают или соотносятся между собой как род-
вид, имеют одно назначение, один круг потребителя, один рынок сбыта, что
обуславливает возможность возникновения у потребителя представления о
принадлежности этих товаров одному изготовителю.
Таким образом, оспариваемое решение Роспатента следует признать
правомерным, а вывод о сходстве до степени смешения заявленного обозначения и
противопоставленного знака по свидетельству №269693 в отношении однородных
товаров 01 класса МКТУ обоснованным.
Учитывая вышеизложенное, коллегия палаты по патентным спорам пришла к выводу:
отказать в удовлетворении возражения от 17.03.2014 и оставить в силе решение Роспатента от 30.01.2014.
|
|