Приложение
к решению Федеральной службы по интеллектуальной
собственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспертной комиссии о результатах рассмотрения возражения заявления,
поданного в Федеральную службу по интеллектуальной
собственности
Экспертная комиссия на своем заседании, состоявшемся 01.11.2012,
рассмотрела заявление от 18.10.2011 о признании товарного знака по свидетельству
№ 341334 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 31.12.2010
на имя Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Москва
(далее – заявитель), в отношении товаров 12 класса МКТУ «вагоны; составы
железнодорожные подвижные; средства наземные рельсовые» и услуг 39 класса
МКТУ «перевозки железнодорожные; перевозки пассажирские; услуги
транспортные; экспедирование грузов».
В корреспонденции от 19.04.2012 заявитель ходатайствовал об ограничении
перечня услуг 39 класса МКТУ, для которого им испрашивается признание
товарного знака общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком,
услугами «перевозки железнодорожные; перевозки пассажирские
железнодорожным транспортом; услуги транспортные, оказываемые
железнодорожным транспортом; экспедирование грузов при перевозках
железнодорожным транспортом».
Товарный знак по свидетельству № 341334 является изобразительным
обозначением "РЖД", представляющим собой сочетание букв русского алфавита
«РЖД», выполненное в оригинальной графике в черном цвете.
Для подтверждения общеизвестности данного товарного знака заявителем были
представлены вместе с заявлением, а также корреспонденцией от 19.04.2012 и
02.08.2012 следующие документы:
- распечатка сведений о товарном знаке по свидетельству № 341334 [1];
- учредительные документы заявителя [2];
- Программа инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 г. [3];
- распечатки сведений о заявителе и его структуре из официального Интернет-
сайта данной организации «http://rzd.ru» [4];
- распечатки сведений из официального Интернет-сайта заявителя «http://rzd.ru»
об объемах осуществленных им пассажирских и грузовых перевозок и о финансово-
экономических показателях в 2005 – 2011 гг. (годовые отчеты) [5];
- фотографии проездного документа заявителя (железнодорожного билета) и
его обложки [6];
- фотографии подвижного тягового состава (локомотивов, вагонов) [7];
- реклама заявителя в платежных терминалах «QIWI» [8];
- фотографии наружной рекламы и информационных стендов заявителя [9];
- копии свидетельства о регистрации СМИ и лицензии на осуществление
телевещания корпоративного канала заявителя («РЖД ТВ»), фотографии
трансляции телеканала [10];
- сведения о рекламной кампании заявителя в СМИ [11];
- фотографии рекламы заявителя на фестивалях и спортивных
мероприятиях [12];
- фотографии сувенирной продукции заявителя [13];
- образцы рекламных модулей в СМИ [14];
- фотографии стендов заявителя на выставках и форумах [15];
- распечатки сведений о принадлежащих заявителю товарных знаках [16];
- социологический отчет по результатам опроса потребителей [17];
- Приказ МПС России от 18.06.2003 № 32 «Об утверждении правил перевозок
железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной» [18];
- сведения из Интернета о филиалах и дочерних компаниях заявителя, копии
устава и годового отчета [19];
- сведения из Интернета о производителях локомотивов и вагонов,
поставляемых заявителю [20];
- копии договоров поставки электровозов и тепловозов заявителю [21];
- Инструкция по делопроизводству в аппарате управления ОАО «Российские
железные дороги», утвержденная приказом ОАО «РЖД» от 05.01.2006 № 1 (с
изменениями), приложения к ней [22];
- документы на бланках ОАО «РЖД» [23];
- фотографии документов ОАО «РЖД» на информационных стендах на
вокзалах [24];
- фотографии терминалов автоматизированной продажи билетов на
пригородные поезда на вокзалах [25];
- фотографии проездных документов (пассажирских билетов) [26];
- оригинал проездного документа (пассажирского билета) [27].
Правовая база для рассмотрения заявления, с учетом даты его подачи, включает
Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20.03.1883,
пересмотренную в Брюсселе 14.12.1900, в Гааге 06.11.1925, в Лондоне 02.06.1934, в
Лиссабоне 31.10.1958 и Стокгольме 14.07.1967 и измененную 02.10.1990 (далее –
Парижская конвенция), четвертую часть Гражданского кодекса Российской
Федерации, введенную Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ (далее –
Кодекс), Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской
Федерации, утвержденные Приказом Роспатента от 17.03.2000 № 38,
зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.05.2000 за
№ 2231, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Роспатента от
05.03.2004 № 33 (далее – Правила ОИ).
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по решению
компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака
он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица,
пользующегося преимуществами данной конвенции.
Согласно требованиям, установленным пунктом 1 статьи 1508 Кодекса, по
заявлению лица, считающего используемый им товарный знак общеизвестным в
Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на
территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации,
по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной
собственности может быть признан общеизвестным в Российской Федерации
товарным знаком, если этот товарный знак в результате интенсивного
использования стал на указанную в заявлении дату широко известным в Российской
Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В соответствии с пунктом 2.2 Правил ОИ фактические данные,
подтверждающие общеизвестность товарного знака, которые должны содержаться в
заявлении согласно пункту 2.5 Правил, могут быть представлены, например,
следующими сведениями, содержащимися в соответствующих документах: об
интенсивном использовании товарного знака на территории Российской Федерации;
о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность; о
произведенных затратах на рекламу товарного знака; о стоимости (ценности)
товарного знака; о результатах опроса потребителей товаров по вопросу
общеизвестности товарного знака.
При анализе изобразительного товарного знака по свидетельству
№ 341334 на предмет возможности признания его с 31.12.2010 общеизвестным в
Российской Федерации товарным знаком в отношении товаров 12 класса МКТУ
«вагоны; составы железнодорожные подвижные; средства наземные рельсовые» и
услуг 39 класса МКТУ «перевозки железнодорожные; перевозки пассажирские
железнодорожным транспортом; услуги транспортные, оказываемые
железнодорожным транспортом; экспедирование грузов при перевозках
железнодорожным транспортом» Экспертной комиссией было установлено
следующее.
Указанный товарный знак был зарегистрирован 18.01.2008 по заявке
№ 2007715025 с приоритетом от 22.05.2007 на имя заявителя. Правовая охрана
данному товарному знаку была предоставлена, в частности, в отношении товаров 12
и услуг 39 классов МКТУ, в том числе в отношении вышеуказанных товаров и
услуг, для которых испрашивается признание товарного знака общеизвестным в
Российской Федерации товарным знаком.
Из документов [2] следует, что ОАО «Российские железные дороги» было
учреждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003
№ 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные
дороги». Данным Постановлением был утвержден Устав заявителя, согласно
которому его единственным акционером и учредителем является Российская
Федерация.
Главными целями деятельности заявителя, в соответствии с его Уставом,
являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в
железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых заявителем, а также
извлечение прибыли.
Для осуществления своей деятельности, направленной на обеспечение
устойчивой работы железнодорожного транспорта, заявитель был наделен
имуществом федерального железнодорожного транспорта – инфраструктурой
железнодорожного транспорта, локомотивным парком МПС России,
локомотивными депо и пунктами технического обслуживания локомотивов,
грузовым вагонным парком МПС России, вагонными депо и пунктами технического
обслуживания грузовых вагонов, парком пассажирских вагонов локомотивной тяги,
пассажирскими депо обслуживания и ремонта вагонов локомотивной тяги и
пунктами технического обслуживания вагонов, моторвагонным парком
пригородного сообщения, моторвагонными пассажирскими депо и пунктами
технического обслуживания моторвагонного подвижного состава.
Заявитель входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний, что
определяется большими объемами грузовых и пассажирских перевозок, высокими
финансовыми рейтингами, подбором квалифицированных специалистов во всех
областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой,
наличием проектных и строительных мощностей и значительным опытом
международного сотрудничества. В России наиболее развит железнодорожный
транспорт. По протяженности железнодорожного полотна Россия находится на
втором месте после США [3 – 4].
Практически вся железнодорожная сеть на территории Российской Федерации
принадлежит заявителю, в том числе 352 вокзала, а среднесписочная численность
его работников на конец 2010 года составила 969,7 тысяч человек. Структура
данной организации включает различные функциональные филиалы (железные
дороги, перевозочные компании, капитального строительства, путевого хозяйства,
ремонта подвижного хозяйства и др.). Заявитель имеет свои представительства в
иностранных государствах – в Северной Корее, Китае, Польше, Чехии, Финляндии,
Германии, Венгрии, Эстонии, Украине, Иране, Армении, а также дочерние и
зависимые общества [4].
Годовые отчеты заявителя [5] содержат сведения об объемах осуществленных
им пассажирских и грузовых перевозок и о финансово-экономических показателях в
2005 – 2011 гг. Ежегодно отмечается положительная динамика роста объемов
указанных перевозок и получаемой прибыли. Расширяется спектр направлений
железнодорожных пассажирских перевозок на международном рынке. Увеличение
инвентарного парка подвижного состава достигается за счет приобретения и
модернизации вагонов и локомотивов.
Предоставляемые заявителем транспортно-логистические услуги представляют
собой комплексное транспортное обслуживание, включая экспедирование грузов, то
есть контроль над всем процессом грузоперевозки (погрузка и выгрузка грузов,
сопровождение и охрана грузов, складирование и доставка получателю, таможенные
процедуры при международных грузоперевозках). Заявитель располагает более 500
терминалами для оказания терминально-складских услуг.
В соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов
группами вагонов по одной накладной [18] оказываемые заявителем услуги по
грузоперевозкам оформляются одной транспортной железнодорожной накладной и
являются одновременно услугами перевозчика и экспедитора.
Графическая композиция в виде монограммы "РЖД" обнаруживается на
проездном документе заявителя (железнодорожном пассажирском билете) и на его
обложке [6], [26], [27], на подвижном тяговом составе (локомотивах и вагонах) и на
внутреннем оборудовании вагонов [7], на терминалах автоматизированной продажи
билетов на пригородные поезда [25], на информационных стендах на вокзалах и
станциях [9], на документах [22], [23], [24] и в рекламе заявителя.
Реклама заявителя размещалась в платежных терминалах «QIWI» [8], на улицах
разных городов и на вокзалах и станциях [9], в эфире корпоративного телеканала
заявителя «РЖД ТВ» [10], в различных печатных и электронных СМИ [11], [14], на
фестивалях и спортивных мероприятиях [12] и на сувенирной продукции
заявителя [13].
Активное участие заявителя в многочисленных выставках и форумах в России и
за рубежом всегда сопровождается использованием монограммы на
соответствующих стендах [15].
Однако, следует отметить, что большую часть представленных заявителем
документов составляют черно-белые ксерокопии соответствующих цветных
материалов, в которых используемая графическая композиция "РЖД" выполнена не в
черном цвете, как был зарегистрирован товарный знак по свидетельству № 341334, а
в основном в красном цвете.
Вместе с тем, необходимо отметить и то, что в данном товарном знаке
основную индивидуализирующую нагрузку несет оригинальное графическое
решение, обусловливающее запоминаемость и узнаваемость знака потребителями
независимо от используемого цвета. Указанное обстоятельство подтверждается
данными социологического отчета [17], составленного по результатам опроса
потребителей, который проводился по карточке с изображением именно товарного
знака по свидетельству № 341334 и без указания в вопросах на тот или иной
цвет или цветовое сочетание, в котором известен этот знак потребителям.
Согласно социологическому отчету [17] большинство опрошенных (71%)
правильно определили, что товарный знак означает «Российские железные
дороги». Большинство потребителей (77%) правильно читают заложенную в его
основу аббревиатуру «РЖД». У большинства опрошенных (74%) данный товарный
знак ассоциируется с железнодорожными составами и вагонами, на которые он
нанесен, а также с перевозками железнодорожным транспортом (73%). Большинство
респондентов (65%) сочли, что знают товарный знак начиная с 2007 –2008 гг. или
ранее. Из них пользовались в указанный период времени услугами
железнодорожного транспорта под этим знаком 83% опрошенных. Владелец
данного товарного знака (заявитель) известен 96% респондентов.
Кроме того, в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в аппарате
управления ОАО «РЖД» [22] бланки документов заявителя содержат изображение
знака "РЖД" в черном цвете, то есть товарного знака по свидетельству № 341334.
Данный товарный знак помещен на титульном листе этой Инструкции и в ее
приложениях [22], обнаруживается на документах [23], [24].
При этом документы [24] размещались на информационных стендах на
железнодорожных вокзалах, то есть доступ к ним имело неограниченное количество
лиц (пассажиров). С учетом огромного пассажирооборота, осуществляемого
заявителем и указанного в его годовых отчетах [5], Экспертная комиссия пришла к
выводу о том, что весьма большое количество пассажиров имело возможность
видеть используемый заявителем на такого рода документах товарный знак по
свидетельству № 341334.
Графическая композиция входит в состав голограммы на пассажирском
железнодорожном билете, которая меняет свои цветовые сочетания в зависимости
от угла зрения [27], а также используется заявителем в разных вариантах цветового
сочетания – в красном цвете на белом фоне либо в белом цвете на красном
фоне [7], [25].
Международная регистрация изобразительного обозначения в той же
графике и в том же (черном) цвете была произведена на имя заявителя в отношении
услуг 39 класса МКТУ с приоритетом от 18.01.2008 под № 974699 [16].
Принимая во внимание изложенные выше фактические обстоятельства,
Экспертная комиссия пришла к выводу об общеизвестности товарного знака по
свидетельству № 341334 на территории Российской Федерации в отношении услуг
39 класса МКТУ «перевозки железнодорожные; перевозки пассажирские
железнодорожным транспортом; услуги транспортные, оказываемые
железнодорожным транспортом; экспедирование грузов при перевозках
железнодорожным транспортом».
Вместе с тем, представленные заявителем документы не содержат никаких
сведений об осуществлении им деятельности в качестве производителя товаров 12
класса МКТУ «вагоны; составы железнодорожные подвижные; средства наземные
рельсовые», для которых также испрашивается признание товарного знака по
свидетельству № 341334 общеизвестным в Российской Федерации товарным
знаком.
В заявлении и в корреспонденции заявителя от 19.04.2012 указано, что для
осуществления заявителем деятельности по обеспечению устойчивой работы
железнодорожного транспорта (то есть для нужд заявителя) ему было передано
имущество федерального железнодорожного транспорта, в том числе инвентарный
парк подвижного состава, а увеличение этого инвентарного парка происходило за
счет приобретения (закупки) заявителем вагонов и локомотивов у производителей
соответствующих товаров (ОАО «Тверской вагоностроительный завод», ОАО «НПК
«Уралвагонзавод», ООО «ПК «НЭВЗ», ОАО «Коломенский завод», ЗАО «УК
«Брянский машиностроительный завод»), причем исключительно для собственных
нужд заявителя и его филиалов.
В договорах поставки электровозов и тепловозов [21] заявитель выступает
только в качестве покупателя товаров.
Самим заявителем в корреспонденции от 19.04.2012 отмечается, что он является
именно потребителем соответствующих товаров.
Что касается доводов заявителя о передаче им в собственность или в аренду
своим дочерним компаниям локомотивов и вагонов, принадлежавших ему, то
следует отметить, что данные обстоятельства не свидетельствуют о фактах
производства и введения в гражданский оборот заявителем этих товаров.
Таким образом, товарный знак по свидетельству № 341334 используется на
принадлежащих заявителю вагонах, составах железнодорожных подвижных и
средствах наземных рельсовых исключительно для сопровождения оказываемых им
транспортных услуг (то есть в качестве знака обслуживания), но не для
индивидуализации товаров.
Исходя из указанного, Экспертная комиссия полагает, что представленные
заявителем фактические данные не позволяют признать товарный знак по
свидетельству № 341334 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком
в отношении товаров 12 класса МКТУ «вагоны; составы железнодорожные
подвижные; средства наземные рельсовые».
Учитывая вышеизложенное, Экспертная комиссия пришла к выводу о наличии
оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить заявление от 18.10.2011 и признать с 31.12.2010 товарный
знак по свидетельству № 341334 общеизвестным в Российской Федерации
товарным знаком в отношении услуг 39 класса МКТУ «перевозки
железнодорожные; перевозки пассажирские железнодорожным транспортом;
услуги транспортные, оказываемые железнодорожным транспортом;
экспедирование грузов при перевозках железнодорожным транспортом».
|