Приложение
к решению Роспатента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспертной комиссии о результатах рассмотрения заявления,
поданного в Федеральную службу по интеллектуальной
собственности
Экспертная комиссия на своем заседании, состоявшемся 06.11.2012,
рассмотрела заявление о признании товарного знака по свидетельству №329009
общеизвестным на территории Российской Федерации с 21.08.2012 на имя Банк
ВТБ (открытое акционерное общество), 190000, Санкт-Петербург, ул.Б.Морская, 29
(далее – Заявитель) в отношении услуг 36 класса МКТУ – «услуги банковские».
Товарный знак по свидетельству №329009 зарегистрирован в
Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской
Федерации (далее – Госреестр) 04.07.2007 в белом, синем цветовом сочетании, в
отношении товаров 09, 16 и услуг 35, 36 классов МКТУ, указанных в перечне
регистрации, на имя Заявителя.
Товарный знак по свидетельству №329009 представляет собой
комбинированное обозначение, состоящее из букв «ВТБ», выполненных
стандартным шрифтом, и изобразительного элемента в виде стилизованной буквы
«В», расположенного вверху слева от букв.
В федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной
собственности поступило заявление от 21.08.2012 о признании товарного знака по
свидетельству №329009 общеизвестным в Российской Федерации с 21.08.2012 в
отношении услуг 36 класса МКТУ – «услуги банковские».
Для подтверждения общеизвестности товарного знака «ВТБ» по
свидетельству №329009 Заявителем были представлены следующие материалы:
1. Копия Устава Банка ВТБ; 2. Копия «Изменения №9, вносимые в Устав Банка внешней торговли от
22.02.2007»; 3. Копия Свидетельства №329009 на товарный знак «ВТБ»; 4. Копия Свидетельства Федеральной налоговой службы о внесении записи в
ЕГРЮЛ - Банк ВТБ (открытое акционерное общество); 5. Информационное письмо ЗАО «ТНС Гэллап Эдфакт»; 6. Копии отчетов «Анализ медиа-акивности ВТБ и конкурентов» за 2011,
2012гг.; 7. Фотоотчет по рекламно-информационному оформлению офисов филиалов
ОАО Банк ВТБ; 8. Фотоотчет «Конструкции наружной рекламы Северо-Западного
регионального центра ОАО Банк ВТБ»; 9. Руководство по использованию фирменного стиля ВТБ от 13.11.2010; 10. Отчет, проведенный ВЦИОМ «Определение уровня известности
товарного знака «ВТБ»; 11. Отчет «Наружная реклама в филиалах ОАО Банк ВТБ; 12. Информационные материалы о дочерних компаниях и банках; 13.Информационные материалы о зарубежных филиалах и банках; 14. Образцы рекламной продукции (брошюры, буклеты, папки, календари,
сумки); 15. Годовые отчеты за 2006-2011гг; 16. Социальные отчеты за 2008-2011гг; 17. Книга «Супербрэнды», 2007; 18. Экспертно-аналитические журналы «ВТБ – вектор» за 2008-2009, 2011-
2012 гг; 19. Отчет №920/0612 «Об определении рыночной стоимости товарных
знаков ВТБ и VTB», подготовленный ООО «ЛЛ-Консалт»;
Правовая база для рассмотрения заявления с учетом даты (21.08.2012) его
подачи включает Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности
от 20.03.1883, пересмотренную в Брюсселе 14.12.1900, в Гааге 06.11.1925, в
Лондоне 02.06.1934, в Лиссабоне 31.10.1958 и Стокгольме 14.07.1967 и
измененную 02.10.1990 (далее – Парижская конвенция), четвертую часть
Гражданского кодекса Российской Федерации, введенную Федеральным законом
от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ, Правила признания товарного знака общеизвестным в
Российской Федерации, утвержденные Приказом Роспатента от 17.03.2000 № 38,
зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.05.2000
за № 2231, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Роспатента от
05.03.2004 № 33 (далее – Правила ОИ).
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по определению
компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака
он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица,
пользующегося преимуществами данной конвенции
В соответствии с пунктом 1 статьи 1508 Кодекса по заявлению лица,
считающего используемый им товарный знак общеизвестным в Российской
Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории
Российской Федерации на основании его государственной регистрации, по
решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной
собственности может быть признан общеизвестным в Российской Федерации
товарным знаком, если этот товарный знак в результате интенсивного
использования стал на указанную в заявлении дату широко известен в Российской
Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
Согласно пункту 2.2 Правил ОИ фактические данные, подтверждающие
общеизвестность товарного знака, которые должно содержать заявление в
соответствии с п. 2.5 Правил ППС, могут быть представлены, например,
следующими, содержащимися в соответствующих документах сведениями:
- об интенсивном использовании товарного знака на территории Российской
Федерации; - о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность; - о произведенных затратах на рекламу товарного знака; - о стоимости (ценности) товарного знака; - о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности
товарного знака.
Согласно пункту 3.2 Правил ОИ товарный знак не может быть признан
общеизвестным в случае, если представленные заявителем в соответствии с
пунктом 2 Правил ОИ фактические данные не подтверждают общеизвестность
товарного знака с даты, указанной в заявлении; имеется товарный знак,
тождественный или сходный до степени смешения с товарным знаком заявителя,
зарегистрированный или заявленный на имя иного лица в отношении однородных
товаров и имеющий приоритет более ранний, чем дата, с которой заявитель
ходатайствует признать свой товарный знак общеизвестным.
Анализ фактических данных, содержащихся в заявлении от 21.08.2012,
свидетельствует о следующем.
Согласно представленным уставным документам [1] Банк был создан
16.10.1990 года с наименованием «Банк внешней торговли РСФСР «Внешторгбанк
РСФСР»). В 1993 году было изменено фирменное (полное официальное)
наименование Банка на БАНК ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ВНЕШТОРГБАНК РОССИИ) (Акционерное общество закрытого
типа). В 1996 году наименование Банка изменено на Банк внешней торговли
(Закрытое акционерное общество). В 1998 году наименование Банка изменено на
Банк внешней торговли (открытое акционерное общество). В 2002 году
сокращенное фирменное наименование Банка изменено на ОАО Внешторгбанк.
В настоящее время Заявитель имеет следующее фирменное наименование –
Банк внешней торговли (открытое акционерное общество) (ОАО Внешторгбанк).
Из представленных материалов следует, что основным видом деятельности
ОАО Внешторгбанк является осуществление банковских операций - [12, 14-16].
Для осуществления деятельности Заявителем получены: Генеральная лицензия
№100 на осуществление банковских операций (2007г.), Лицензии
профессионального участника рынка ценных бумаг (2003г.), Лицензия на
осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных
фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов
(2000г.), Генеральные лицензии на осуществление экспорта ценных металлов
(2006г.).
В 2004-2005 ОАО Внешторгбанк приступил к созданию крупного
международного холдинга, осуществив ряд масштабных приобретений. В состав
группы ВТБ вошли ЗАО ВТБ 24, ОАО «ПСБ», ряд европейских банков, а также
банки в странах СНГ. Банк имеет широкую сеть филиалов, расположенных во
многих регионах России (в Ростовской, Рязанской, Самарской, Смоленской,
Камчатской, Челябинской, Читинской, Ярославской областях, в Республиках
Башкортостан, Бурятия, Мордовия, Саха (Якутия), Чувашия, в Хабаровском крае,
Забайкальском крае и др.), а также представительства в странах СНГ (Грузии,
Армении, Украины, Казахстан – [12,13,15, 16].
Согласно представленным материалам [15, 16] Банк ВТБ входит в число
лидеров российского банковского рынка, является одним из крупнейших банков в
Восточной Европы. В списке 1000 крупнейших банков мира журнала The Banker за
2005 год Банк ВТБ занял 122-е место по капиталу и 227-е – по активам.
По итогам 2006 года чистая прибыль Заявителя составила 17,2 млрд.руб., по
итогам 2007 года – 1,5 млрд. долларов, по итогам 2008 – 212 млн.долларов, по
итогам 2010 – 54,8 млрд.руб., по итогам 2011 – 90,5 млрд.руб.
Общий объем сделок, совершенных Заявителем в денежном выражении
(тыс.рублей), неуклонно растет: в 2007 году общий объем сделок составил –
4071978368, в 2011 году – 21541159793.
Представленные рекламные материалы [6-8, 11, 14] свидетельствуют о том,
что Заявитель широко рекламировал свои услуги, сопровождаемые товарным
знаком ВТБ, в различных средствах массовой информации, в том числе в
рекламных проспектах, распространяемых для акционеров, корпоративных
клиентов и частных лиц, в наружной рекламе в филиалах и офисах, в различных
газетах и журналах («Энергия команды», «Контрольный пакет», «Аргументы и
Факты», «Комсомольская Правда» и др.), на сувенирной и полиграфической
продукции, на официальном сайте - www.vtb.ru.
Согласно информации, предоставленной компанией TNS Media Intelligence
[5], затраты на рекламу (включающую ТВ, прессу, радио, наружную рекламу)
составили в 2011 году – 996306697 руб., по сравнению с 2006 годом – 493369039
руб.
Как следует из представленных материалов, при оказании банковских услуг
Заявитель использовал комбинированное обозначение «ВТБ», включающее
стилизованную букву «В» и буквенный элемент «ВТБ», выполненные в синем
цвете, т.е. в том же исполнении, что и товарный знак по свидетельству №329009.
Высокая деловая репутация Заявителя в российских и международных
деловых кругах подтверждается присвоением различных наград и титулов
международными организациями и изданиями. В мае 2006 Банк ВТБ признан
лучшим клиринговым партнером в корреспондентской сети Bank of New York. В
сентябре 2006 признан лучшим банком России 2006 года с вручением награды Best
Emerging Market Banks. В феврале 2007 года JP Morgan Chase Банку ВТБ вручены
награды за высокое качество оформления исходящих клиентских и межбанковских
платежей в 2005 году. В марте 2007 года журналом Euromoney Банк ВТБ назван
лучшим российским банком в сфере инвестиций в коммерческую недвижимость в
2006 году.
Широкая известность заявленного для признания товарного знака по
свидетельству №329009 общеизвестным товарным знаком подтверждается
данными отчета «Определение уровня известности товарного знака «ВТБ»,
проведенного ОАО «ВЦИОМ» [10].
Опрос проводился в центральных городах (Москва, Санкт-Петербург,
Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Новосибирск) среди взрослого
населения от 18 лет и старше.
Основные выводы опроса:
- большинство опрошенных (65,4%) ассоциируют аббревиатуру «ВТБ» с
банком ВТБ; - товарный знак «ВТБ» известен абсолютному большинству опрошенных
(97,2%). При чем больше половина из них (46,3%) узнали товарный знак более 6
лет назад, либо так давно, что точно не помнят, когда именно. Половина
ответивших респондентов (47,4%) о товарном знаке «ВТБ» стало известно через
рекламу. Еще 15,2% опрошенных узнали о товарном знаке от друзей, знакомых,
родственников. Каждый пятый респондент (19,4%) знает товарный знак так давно,
что точно не помнит каким образом о нем узнал; - большинство респондентов, кому известен товарный знак «ВТБ», знают,
что данный товарный знак используется для обозначения банковских услуг (89,4%
- открытый вопрос, без предварительных вариантов ответа; 98,7% - закрытый
вопрос, с предложенными вариантами ответа); - более половины ответивших респондентов (60,7%) считают
правообладателем товарного знака Банк ВТБ (открытый вопрос). При ответе на
закрытый вопрос ОАО Банк ВТБ отметило абсолютное большинство респондентов
(92,9%); - половина респондентов, кому известен товарный знак «ВТБ» и его
правообладатель (51,5%), полагают, что ОАО Банк ВТБ один из многих известных
банков. Мнение, что ОАО Банк ВТБ, один из наиболее известных банков,
придерживаются 42,4% опрошенных; - в целом, три четверти опрошенных (76,8%), если увидят товары и услуги,
не относящиеся к банковской деятельности, но маркированные товарным знаком
«ВТБ», сочтут, что ОАО Банк ВТБ имеет отношение к производству этих товаров и
к оказанию этих услуг. При этом 78,9% респондентов полагают, что в данной
ситуации будут ущемлены законные интересы ОАО Банк ВТБ.
Таким образом, результаты социологического исследования свидетельствуют
о том, что товарный знак «ВТБ» ассоциируется с банковскими услугами,
приобрело высокий уровень известности среди потребителей Российской
Федерации в возрасте от 18 лет (знают 97,2% потребителей) и обладает высокой
различительной способностью по отношению к Заявителю данного товарного знака
- ОАО Банк ВТБ.
Учитывая вышеизложенное, Экспертная комиссия пришла к выводу о
наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить заявление от 21.08.2012 и признать товарный знак «ВТБ» по
свидетельству №329009 общеизвестным в Российской Федерации товарным
знаком с 21.08.2012 на имя ОАО Банк ВТБ (открытое акционерное общество)
в отношении услуг 36 класса МКТУ «услуги банковские».
|