Приложение
к решению Роспатента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспертной комиссии о результатах рассмотрения заявления,
поданного в Федеральную службу по интеллектуальной
собственности
Экспертная комиссия на своем заседании, состоявшемся 06.11.2012,
рассмотрела заявление о признании товарного знака по свидетельству №329010
общеизвестным на территории Российской Федерации с 21.08.2012 на имя Банк
ВТБ (открытое акционерное общество), 190000, Санкт-Петербург, ул.Б.Морская, 29
(далее – Заявитель) в отношении услуг 36 класса МКТУ – «услуги банковские».
Товарный знак по свидетельству №329010 зарегистрирован в
Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской
Федерации (далее – Госреестр) 04.07.2007 в белом, синем цветовом сочетании, в
отношении товаров 09, 16 и услуг 35, 36 классов МКТУ, указанных в перечне
регистрации, на имя Заявителя.
Товарный знак по свидетельству №329010 представляет собой
комбинированное обозначение, состоящее из букв «VTB», выполненных
стандартным шрифтом, и изобразительного элемента в виде стилизованной буквы
«В», расположенного вверху слева от букв.
В федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной
собственности поступило заявление от 21.08.2012 о признании товарного знака по
свидетельству №329010 общеизвестным в Российской Федерации с 21.08.2012 в
отношении услуг 36 класса МКТУ – «услуги банковские».
Для подтверждения общеизвестности товарного знака «VTB» по
свидетельству №329010 Заявителем были представлены следующие материалы:
1. Копия Свидетельства №329010 на товарный знак «VTB»; 2. Информационное письмо ЗАО «ТНС Гэллап Эдфакт»; 3. Информационное письмо ООО «Типография Сити Принт» за №34 от
13.06.2012; 4.Отчет №920/0612 «Об определении рыночной стоимости товарных знаков
ВТБ и VTB», подготовленный ООО «ЛЛ-Консалт»; 5. Отчет, проведенный ВЦИОМ, «Определение уровня известности
товарного знака «ВТБ»; 6. Годовые отчеты за 2006, 2008-2011гг; 7. Социальные отчеты за 2009, 2010 гг; 8. Образцы рекламной продукции (брошюры, буклеты, сумки); 9. Справка о рекламной активности ЗАО «ВТБ-Девелопмент» ;
10. Справка о рекламной активности ЗАО «ВТБ-Капитал»; 11. Справка о рекламной активности ЗАО «ВТБ Регистратор»; 12. Справка об обособленных подразделениях ООО ВТБ Факторинг»; 13. Отчеты медиа-мониторинга за 2009-2011гг., проводимые на территории
Республики Грузия; 14. Рекламные материалы за 2006-2011 гг. (копии страниц газет, брошюры,
буклеты, DVD-диски). Регион распространения – Республика Грузия; 15. Руководство по использованию фирменного стиля от 13.11.2010;
17. Книга «Superbrands», 2007.
Правовая база для рассмотрения заявления с учетом даты (21.08.2012) его
подачи включает Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности
от 20.03.1883, пересмотренную в Брюсселе 14.12.1900, в Гааге 06.11.1925, в
Лондоне 02.06.1934, в Лиссабоне 31.10.1958 и Стокгольме 14.07.1967 и
измененную 02.10.1990 (далее – Парижская конвенция), четвертую часть
Гражданского кодекса Российской Федерации, введенную Федеральным законом
от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ, Правила признания товарного знака общеизвестным в
Российской Федерации, утвержденные Приказом Роспатента от 17.03.2000 № 38,
зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.05.2000
за № 2231, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Роспатента от
05.03.2004 № 33 (далее – Правила ОИ).
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по определению
компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака
он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица,
пользующегося преимуществами данной конвенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1508 Кодекса по заявлению лица,
считающего используемый им товарный знак общеизвестным в Российской
Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории
Российской Федерации на основании его государственной регистрации, по
решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной
собственности может быть признан общеизвестным в Российской Федерации
товарным знаком, если этот товарный знак в результате интенсивного
использования стал на указанную в заявлении дату широко известен в Российской
Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя
Согласно пункту 2.2 Правил ОИ фактические данные, подтверждающие
общеизвестность товарного знака, которые должно содержать заявление в
соответствии с п. 2.5 Правил ППС, могут быть представлены, например,
следующими, содержащимися в соответствующих документах сведениями:
- об интенсивном использовании товарного знака на территории Российской
Федерации; - о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность; - о произведенных затратах на рекламу товарного знака; - о стоимости (ценности) товарного знака; - о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности
товарного знака.
Согласно пункту 3.2 Правил ОИ товарный знак не может быть признан
общеизвестным в случае, если представленные заявителем в соответствии с
пунктом 2 Правил ОИ фактические данные не подтверждают общеизвестность
товарного знака с даты, указанной в заявлении; имеется товарный знак,
тождественный или сходный до степени смешения с товарным знаком заявителя,
зарегистрированный или заявленный на имя иного лица в отношении однородных
товаров и имеющий приоритет более ранний, чем дата, с которой заявитель
ходатайствует признать свой товарный знак общеизвестным.
Анализ фактических данных, содержащихся в заявлении от 21.08.2012,
свидетельствует о следующем.
Из представленных материалов [6,7] следует, что ОАО Банк ВТБ был создан
в 1990 году в форме закрытого акционерного общества с государственным
участием в капитале. В 1998 году Банк ВТБ был преобразован в открытое
акционерное общество. Крупнейшим акционером Банка ВТБ с долей в 99,9%
является государство в лице Росимущества.
Приоритетной задачей ОАО Банк ВТБ является предоставление банковских
услуг при обеспечении бесперебойного обслуживания клиентов. При этом
ориентиром качества предоставления услуг являются лучшие мировые стандарты.
Банк ВТБ входит в число лидеров российского банковского рынка, является
одним из крупнейших банков в Восточной Европы. В списке 1000 крупнейших
банков мира журнала The Banker за 2005 год Банк ВТБ занял 122-е место по
капиталу и 227-е – по активам.
Для осуществления деятельности Заявителем получены: Генеральная
лицензия №100 на осуществление банковских операций (2007г), Лицензии
профессионального участника рынка ценных бумаг (2003г.), Лицензия на
осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных
фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов
(2000г.), Генеральные лицензии на осуществление экспорта ценных металлов
(2006г.).
В 2004-2005 ОАО Банк ВТБ приступил к созданию крупного
международного холдинга, осуществив ряд масштабных приобретений. В состав
группы ВТБ вошли ЗАО ВТБ 24, ОАО «ПСБ», ряд европейских банков, а также
банки в странах СНГ. Банк имеет широкую сеть филиалов, расположенных во
многих регионах России (в Ростовской, Рязанской, Самарской, Смоленской,
Камчатской, Челябинской, Читинской, Ярославской областях, в Республиках
Башкортостан, Бурятия, Мордовия, Саха (Якутия), Чувашия, в Хабаровском крае,
Забайкальском крае и др.), а также представительства в странах СНГ (Грузии,
Армении, Украины, Казахстан.
По итогам 2006 года чистая прибыль Заявителя составила 17,2 млрд.руб., по
итогам 2007 года – 1,5 млрд. долларов, по итогам 2008 – 212 млн.долларов, по
итогам 2010 – 54,8 млрд.руб., по итогам 2011 – 90,5 млрд.руб.
Общий объем сделок, совершенных Заявителем, в денежном выражении
(тыс.рублей) неуклонно растет: в 2007 году общий объем сделок составил –
4071978368, в 2011 году – 21541159793.
Представленные рекламные материалы [8-11] свидетельствуют о том, что
Заявитель широко рекламировал свои услуги, сопровождаемые товарным знаком
«VTB» по свидетельству №329010, в различных средствах массовой информации, в
том числе в рекламных проспектах, буклетах в СМИ, на официальном сайте -
www.vtb.ru.
Согласно информации, предоставленной компанией TNS Media Intelligence
[2], затраты на рекламу (включающую ТВ, прессу, радио, наружную рекламу)
составили в 2011 году – 996306697 руб., по сравнению с 2006 годом – 493369039
руб.
Как следует из представленных материалов, при оказании банковских услуг
Заявитель использовал комбинированное обозначение «VTB», включающее
стилизованную букву «В» и буквенный элемент «VTB», выполненные в синем
цвете, т.е. в том же исполнении, что и товарный знак по свидетельству №329010.
Высокая деловая репутация Заявителя в российских и международных
деловых кругах подтверждается присвоением различных наград и титулов
международными организациями и изданиями. В мае 2006 Банк ВТБ признан
лучшим клиринговым партнером в корреспондентской сети Bank of New York. В
сентябре 2006 признан лучшим банком России 2006 года с вручением награды Best
Emerging Market Banks. В феврале 2007 года JP Morgan Chase Банку ВТБ вручены
награды за высокое качество оформления исходящих клиентских и межбанковских
платежей в 2005 году. В марте 2007 года журналом Euromoney Банк ВТБ назван
лучшим российским банком в сфере инвестиций в коммерческую недвижимость в
2006 году.
Широкая известность заявленного для признания товарного знака по
свидетельству №329010 общеизвестным товарным знаком подтверждается
данными отчета «Определение уровня известности товарного знака «VTB»,
проведенного ОАО «ВЦИОМ» [5].
Опрос проводился в центральных городах (Москва, Санкт-Петербург,
Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Новосибирск) среди взрослого
населения от 18 лет и старше.
Основные выводы опроса:
- треть опрошенных (33,1%) ассоциируют аббревиатуру «VTB» с банком
ВТБ; - товарный знак «VTB» известен 50,7% участников опроса. При чем каждый
третий из них (32,9%) узнал товарный знак более 6 лет назад, либо так давно, что
точно не помнят, когда именно. Треть ответивших респондентов (34,4%) узнали о
товарном знаке «VTB» через рекламу. Каждому десятому опрошенному 10,0%
стало известно о нем от друзей, знакомых, родственников. Пятая часть
респондентов (17,5%) знают товарный знак так давно, что точно не помнят, каким
образом о нем узнали; - большинство респондентов, кому известен товарный знак «VTB», знают,
что данный товарный знак используется для обозначения банковских услуг (55,0%
- открытый вопрос, без предварительных вариантов ответа; 91,7% - закрытый
вопрос, с предложенными вариантами ответа); - более половины ответивших респондентов (58,4%) считают
правообладателем товарного знака Банк ВТБ (открытый вопрос). При ответе на
закрытый вопрос ОАО Банк ВТБ отметило абсолютное большинство респондентов
(92,2%); - четыре человека из десяти, из тех кому известен товарный знак «VTB» и его
правообладатель (42,7%), полагают, что ОАО Банк ВТБ один из многих известных
банков. Мнение, что ОАО Банк ВТБ, один из наиболее известных банков,
придерживаются 38,3% опрошенных; - в целом, три четверти опрошенных (75,3%), если увидят товары и услуги,
не относящиеся к банковской деятельности, но маркированные товарным знаком
«VTB», сочтут, что ОАО Банк ВТБ имеет отношение к производству этих товаров
и к оказанию этих услуг. При этом 73,4% респондентов полагают, что в данной
ситуации будут ущемлены законные интересы ОАО Банк ВТБ.
Таким образом, результаты социологического исследования свидетельствуют
о том, что товарный знак «VTB» ассоциируется с банковскими услугами,
приобрело высокий уровень известности среди потребителей Российской
Федерации в возрасте от 18 лет (знают 50,7% потребителей) и обладает высокой
различительной способностью по отношению к Заявителю данного товарного знака
- ОАО Банк ВТБ.
Учитывая вышеизложенное, Экспертная комиссия пришла к выводу о
наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить заявление от 21.08.2012 и признать товарный знак «VTB» по
свидетельству №329010 общеизвестным в Российской Федерации товарным
знаком с 21.08.2012 на имя Банк ВТБ (открытое акционерное общество) в
отношении услуг 36 класса МКТУ «услуги банковские».
|