12.05.2014 Отмена решения Роспатента и регистрация объемного товарного знака в виде бутылки (заявка №2012718837), The Coca-Cola Company
|
Приложение к решению Федеральной службы по интеллектуальной собственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ коллегии палаты по патентным спорам по результатам рассмотрения возражения
Коллегия палаты по патентным спорам в порядке, установленном пунктом 3 статьи 1248 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 № 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 №4520 (далее – Правила ППС), рассмотрела возражение от 21.02.2014, поданное компанией Дзе Кока-Кола Компани, корпорация штата Делавэр, США (далее - заявитель) на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке №2012718837, при этом установлено следующее.
Заявка №2012718837 на регистрацию в качестве товарного знака объемного обозначения была подана на имя заявителя 07.06.2012 в отношении товаров 32 класса МКТУ, указанных в перечне заявки.
Согласно материалам заявки на регистрацию представлено объемное обозначение в виде бутылки оригинальной формы, которая сильно сужается к верху и заканчивается винтовым элементом. Корпус бутылки разделён на две неравные части тремя горизонтальными бороздками. Верхняя часть выполнена в форме купола, состоящего из вертикальных закругленных секций. Нижняя часть корпуса бутылки однородна. Дно бутылки представляет собой чередующиеся выступы и углубления, формирующие ножки основания.
Роспатентом 22.11.2013 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке №2012718837 для всех заявленных товаров 32 класса МКТУ в связи с его несоответствием требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Решение основано на заключении по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение представляет собой бутылку, форма которой определяется исключительно ее функциональным назначением – емкость, в которой реализуются товары 32 класса МКТУ, в связи с чем не обладает различительной способностью.
В заключении также указано на то, что представленные заявителем материалы, не подтверждают приобретение заявленным обозначением различительной способности в отношении заявленных товаров.
В палату по патентным спорам 21.02.2014 поступило возражение на решение Роспатента, доводы которого сводятся к следующему: - оригинальность выполнения формы бутылки заявленного обозначения заключается в наличии декоративных элементов в верхней части бутылки, имеющей форму купола, который состоит из вертикальных закругленных секций, а также горизонтальных бороздок, которые придают бутылке оригинальную форму, она ясно различима и воспринимается как средство индивидуализации, т.е. товарный знак. Наличие объемных декоративных элементов в виде вертикальных закругленных секций, а также горизонтальных бороздок, создающих особую форму заявленного обозначения, не может быть обусловлено функциональным назначением бутылки, данные элементы влияют исключительно на восприятие обозначения потребителями с точки зрения индивидуализирующей способности бутылки, формируя тем самым внешний вид бутылки, который и заявлен на регистрацию в качестве объемного товарного знака. Заявленное обозначение обладает оригинальной, запоминающейся формой, дающей качественно иной уровень восприятия заключенного в него товара; - при существующем на рынке огромном разнообразии безалкогольных напитков производители для привлечения внимания потребителя разрабатывают дополнительные способы индивидуализации своего товара, в частности за счет оригинальной формы бутылки, которая наряду с этикеткой усиливает различительную способность товара на рынке однородной продукции. В результате использования нетрадиционная форма бутылки ассоциируются у потребителя с конкретным безалкогольным напитком даже в рамках линейки товаров одного производителя; - заявитель является владельцем 30 регистраций объемных товарных знаков на территории Российской Федерации (приведены номера свидетельств); - в свете изложенных выше доводов, подтверждающих различительную способность заявленного обозначения в силу оригинальности и нетрадиционности формы бутылки, не связанной исключительно с ее функциональным назначением, заявленное обозначение обладает различительной способностью, которая не требует доказывания ее приобретения в силу использования, и является охраноспособным.
На основании изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать товарный знак по заявке №2012718837 в отношении заявленных товаров 32 класса МКТУ.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, палата по патентным спорам считает доводы, представленные заявителем, убедительными.
С учетом даты приоритета (07.06.2012) заявки №2012718837 правовая база для оценки охраноспособности знака включает вышеуказанный Кодекс, и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Приказом Роспатента №32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003 № 4322 (далее — Правила).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Правил к таким обозначениям могут относиться, в частности, обозначения, представляющие собой трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением.
Указанные положения не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования для конкретных товаров. Доказательства приобретения обозначением различительной способности представляются заявителем. К таким доказательствам, в частности, относятся сведения о длительности использования обозначения, об интенсивности его использования и т.д.
Заявленное обозначение является объемным и представляет собой бутылку, емкость которой разделена на две неравные части тремя горизонтальными бороздками. Верхняя часть выполнена в форме купола, состоящего из вертикальных закругленных секций. Дно бутылки представляет собой чередующиеся выступы и углубления, формирующие ножки основания.
Предоставление правовой охраны знаку испрашивается в отношении товаров 32 класса МКТУ: «пиво; минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки; фруктовые напитки и фруктовые соки; сиропы и прочие составы для изготовления напитков».
Заключение экспертизы обосновано тем, что заявленное обозначение представляет собой бутылку, форма которой определяется исключительно ее функциональным назначением – емкость, в которой реализуются товары 32 класса МКТУ.
Анализ заявленного объемного обозначения показал, что оно представляет собой упаковку, емкость, в которой реализуются товары заявленного перечня товаров 32 класса МКТУ.
При оценке объемных обозначений на предмет их различительной способности основным является вопрос о том, обусловлена ли форма бутылки только функциональным назначением или является следствием оригинального исполнения и способна ли она индивидуализировать товар.
Очевидно, форма заявленного обозначения, представляющего собой емкость, предназначенную для хранения и реализации товара – безалкогольных или слабоалкогольных напитков, обусловлена не только функциональными свойствами, присущими упаковкам заявленных товаров, но и является следствием нетрадиционного, оригинального выполнения.
Заявленное обозначение имеет ряд особенностей, которые явственно видны на представленных проекциях и отмечены в описании заявленного обозначения, а именно: декорирование верхней части корпуса рельефными элементами, выполненными в виде десяти вертикально закругленных секций, соединение верхней части бутылки с корпусом цилиндрической формы с помощью декоративного пояса, состоящего из трех разных по толщине бороздок.
Указанные особенности придают заявленному объемному обозначению оригинальность и различительность и обеспечивают узнавание товара заявителя, упакованного в бутылку заявленной формы, а также способствуют отличию продукции заявителя от аналогичной продукции иных производителей.
Кроме того, коллегией приняты во внимание наличие у заявителя исключительного права на ряд объемных обозначений (приоритет первого знака датируется 1965 годом), что позволяет прийти к выводу о том, что длительное время заявитель не только посредством этикеток, но и с помощью оригинальных упаковок стремится индивидуализировать свой товар и привлечь внимание потенциального потребителя.
Таким образом, исполнение заявленного объемного обозначения в нестандартной, запоминающейся форме способствует осуществлению заявленным обозначением основной функции товарного знака – индивидуализировать товары производителя, что не позволяет отнести его к обозначениям, указанным в пункте 1 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия палаты по патентным спорам пришла к выводу:
удовлетворить возражения от 21.02.2014, отменить решение Роспатента от 22.11.2013 и зарегистрировать товарный знак по заявке №2012718837.
|
|