Приложение
к решению Федеральной службы по интеллектуальной
собственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспертной комиссии о результатах рассмотрения заявления,
поданного в Федеральную службу по интеллектуальной
собственности
Экспертная комиссия рассмотрела заявление, поступившее 26.03.2012, о
признании комбинированного обозначения с элементом «МТС» общеизвестным в
Российской Федерации товарным знаком с 01.01.2011 на имя Открытого
акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (далее – заявитель), в
отношении услуг 38 класса МКТУ: мобильная телефонная связь.
Заявляемое на регистрацию в качестве общеизвестного товарного знака
обозначение является комбинированным и представляет собой квадрат красного
цвета с размещенным в его центре буквенным элементом «МТС» белого цвета.
Для подтверждения общеизвестности данного обозначения заявителем были
представлены следующие документы:
- распечатка Руководства по бренду МТС, 05.12.2008 [1];
- материалы по рейтингам самых ценных российских брендов, 2010 [2];
- материалы 22-ой международной выставки «Связь-Экспокомм-2010» [3];
- распечатка диплома «Петербургского международного экономического
форума 2009» [4];
- фотография первых премий «БРЕНД ГОДА/EFFIE 2008», «БРЕНД
ГОДА/EFFIE 2009» [5];
- копии аудиторских заключений по бухгалтерской отчетности за 2006 - 2009
годы [6];
- годовые отчеты за 2007 – 2010 годы [7];
- материалы по организации и проведению рекламно-информационной акции
«Кинофестеваль: Москва: Креатив: Кино», 2007 [8];
- материалы по выставке к 125-летию МГТС «Связь поколений. Поколения
связи» [9];
- распечатка буклета «Промо поддержка запуска Тарифный план «Классный»
Final report», 2007 [10];
- материалы по акции «Олимпийские игры 2008» [11];
- распечатки презентации «МТС – вместе победим!» [12];
- распечатки презентации «Ежегодная национальная премия Автомобиль Года
в России» [13];
- материалы по интеграции МТС в регби сезон 2010 [14];
- материалы по Конгрессу по интеллектуальным транспортным системам
(ИТС), 2010 [15];
- материалы по участию в «Петербургском международном экономическом
форуме 2009» [16];
- материалы по проекту «МТС Red Energy» [17];
- материалы рекламных акций продвижения различных услуг и тарифных
планов [18];
- материалы по рекламной кампании в прессе [19];
- распечатки и фотографии средств массовой информации (СМИ) [20];
- материалы отчета по рекламным затратам и количеству выходов рекламных
материалов [21];
- копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр
юридических лиц (ЕГРЮЛ) и копия Устава [22];
- отчет «Результаты исследования по итогам всероссийского
социологического опроса пользователей мобильной связи», 2011 [23];
- распечатка независимого исследовательского агентства полного цикла [24];
- справка о рекламных затратах за период 2009-2011 годы [25];
- СД-диск [26];
- копия доверенности [27];
- распечатка изображений обозначения «МТС» [28].
Правовая база для рассмотрения заявления, с учетом даты его подачи,
включает Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от
20.03.1883, пересмотренную в Брюсселе 14.12.1900, в Гааге 06.11.1925, в Лондоне
02.06.1934, в Лиссабоне 31.10.1958 и Стокгольме 14.07.1967 и измененную
02.10.1990 (далее – Парижская конвенция), четвертую часть Гражданского кодекса
Российской Федерации, введенную Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ
(далее – Кодекс), Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской
Федерации, утвержденные Приказом Роспатента от 17.03.2000 № 38,
зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.05.2000 за
№ 2231, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Роспатента от
05.03.2004 № 33 (далее – Правила ОИ).
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по решению
компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака
он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица,
пользующегося преимуществами данной конвенции.
Согласно требованиям, установленным пунктом 1 статьи 1508 Кодекса, по
заявлению лица, считающего используемое им в качестве товарного знака
обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, по
решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной
собственности такое обозначение может быть признано общеизвестным в
Российской Федерации товарным знаком, если это обозначение в результате
интенсивного использования стало на указанную в заявлении дату широко
известным в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в
отношении товаров заявителя.
В соответствии с пунктом 2.2 Правил ОИ фактические данные,
подтверждающие общеизвестность товарного знака, которые должны содержаться в
заявлении согласно пункту 2.5 Правил ОИ, могут быть представлены, например,
следующими сведениями, содержащимися в соответствующих документах: об
интенсивном использовании товарного знака на территории Российской Федерации;
о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность; о
произведенных затратах на рекламу товарного знака; о стоимости (ценности)
товарного знака; о результатах опроса потребителей товаров по вопросу
общеизвестности товарного знака.
При анализе описанного выше комбинированного обозначения «МТС» на
предмет возможности признания его с 01.01.2011 общеизвестным в Российской
Федерации товарным знаком на имя ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в отношении
услуг 38 класса МКТУ: «мобильная телефонная связь», установлено следующее.
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» является одним из ведущих
телекоммуникационным оператором в России и странах СНГ. Заявитель и его
дочерние компании оказывают услуги более чем 100 миллионам абонентов.
Компания также предоставляет услуги фиксированной связи и кабельного
телевидения во всех федеральных округах России, на Украине и в Армении -
количество абонентов платного домашнего телевидения МТС составляет 3
миллиона домохозяйств, количество абонентов широкополосного доступа в
Интернет – 2,2 миллиона. Компания уделяет приоритетное внимание сервису и
обслуживанию абонентов. Компания развивает собственную монобрендовую сеть из
более чем 4150 салонов МТС по России и имеет широкую дистрибьюторскую сеть
пунктов продаж дилеров МТС по всей стране. Благодаря широкой зоне покрытия
собственной сети и набору роуминговых соглашений абоненты МТС остаются на
связи практически во всех странах мира. GPRS-роуминг МТС доступен в более чем
200 странах (см. материалы сайта http://www.mts.ru/).
В 2008 – 2009 г.г. заявитель завоевывал первые премии «БРЕНД
ГОДА/EFFIE» [5]. По данным годового отчета за 2011 г., размещенного на сайте
http://www.mts.ru/, в 2011 году бренд МТС четвертый год подряд признан самым
дорогим российским брендом в числе ста лидирующих мировых брендов по
рейтингу BRANDZ™, опубликованному Financial Times и международным
исследовательским агентством Millward Brown. Три года подряд Standard&Poor’s
называет МТС наиболее информационно прозрачной компанией в России.
Консолидированная выручка МТС в 2011 году составила $12,3 миллиарда,
показатель OIBDA - $5,1 миллиарда (маржа OIBDA составила 41,8%). В 2011 году
чистая прибыль компании составила $1,4 миллиарда. Данные за 2010 г.
представлены в материалах [2, 7].
Рассматриваемое комбинированное обозначение с буквенным элементом
«МТС», заявитель начал использовать в своей деятельности с 2007 года [1, 7, 10]. С
2008 года компания ввела во всех своих подразделениях принцип единого
визуального стиля – применение общего бренда: совместное использование
заявленного обозначения и квадрата красного цвета, в центре которого размещено
изображение яйца белого цвета. Данное обозначение обнаруживается во всех
представленных рекламных материалах, а также на сайте заявителя
(http://www.mts.ru/).
Согласно материалам [21, 25] заявителем с 2008 г. проводились
широкомасштабные рекламные кампании. Указанное подтверждается данными
компаний ЗАО «ОМД Медиа Дирекшн», ЗАО «Код оф Трейд» и ЗАО «ТНС Гэллап
Эдфакт» [21]. Так, например, рекламные затраты заявителя в различных СМИ в
2008 году составили: на радио – около 149 млн. рублей, на телевидении – более 4
млрд. рублей, в прессе – около 429 млн. рублей, в наружной рекламе – более 1 млрд.
рублей. В материалах имеется отметка о том, что в отчет вошли рекламные
материалы с использованием цветного обозначения «МТС».
В различных СМИ представлено значительное количество публикаций,
посвященных ОАО «Мобильные ТелеСистемы», как оператору мобильной связи,
оказывающему услуги под обозначением «МТС» [20]. Реклама данного оператора
проходила как на сайте заявителя, так и за его пределами, например, в рамках
различных партнерских или спонсорских проектов (молодежных форумов,
фестивалях, спортивных мероприятиях) [8-19], на которых обозначение «МТС»
презентовалось на баннерах, стендах, листовках, брошюрах.
ЗАО «Аналитика» (Analytics Market Research Corporation) в 2011 году провел
всероссийский социологический опрос пользователей мобильной связи на предмет
определения уровня известности заявленного обозначения [23].
В соответствии с результатами опроса абсолютному большинству
опрошенных респондентов (97 %) продемонстрированное обозначение,
соответствующее заявленному комбинированному обозначению «МТС», известно,
при этом абсолютное большинство пользователей мобильной связи (96 %)
правильно отождествляют обозначение с услугой, которая им маркируется, -
мобильной телефонной связью [11].
Почти все респонденты (96 %) правильно указывают страну – Россию, в
которой находится компания, оказывающая услуги мобильной телефонной связи,
при этом 70 % целевой аудитории посчитали, что данной компанией является ОАО
«Мобильные ТелеСистемы».
У подавляющего числа опрошенных (88 %) источником информации о
существовании обозначения «МТС» является собственный опыт. Примерно треть
(31 %) оценивает качество услуг, маркируемое заявленным обозначением, как
высокое, еще 53 % - как среднее.
Абсолютное большинство респондентов (93 %) указали период известности
для них обозначения «МТС» - более года.
Экспертная комиссия обращает внимание, что всероссийский
социологический опрос [23] касается именно заявленного обозначения без квадрата
красного цвета, в центре которого размещено изображение яйца белого цвета.
Как было отмечено выше, большинство представленных материалов
показывают совместное использование заявителем в своей деятельности
заявленного обозначения и квадрата красного цвета, в центре которого размещено
изображение яйца белого цвета. Следует обратить внимание, что описанное выше
обозначение в виде квадрата и изображения яйца является товарным знаком,
принадлежащим ООО «Система телекоммуникаций, информатики и связи», которое
входит в группу компаний ОАО АФК «СИСТЕМА» наряду с заявителем.
Целесообразно также отметить, что законодательство не содержит запрета на
совместное использование нескольких обозначений и товарных знаков при
маркировке оказываемых услуг. В этой связи Экспертная комиссия считает, что
одновременное использование заявленного обозначения в составе композиции,
содержащей дополнительный элемент, не изменяет существа восприятия знака и не
опровергает вышеуказанных выводов. Указанное подтвердили данные опроса [23].
Принимая во внимание изложенные выше фактические обстоятельства,
Экспертная комиссия пришла к выводу об общеизвестности заявленного
обозначения на территории Российской Федерации в отношении услуг 38 класса
МКТУ «мобильная телефонная связь».
Учитывая вышеизложенное, Экспертная комиссия пришла к выводу о наличии
оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить заявление от 26.03.2012 и признать с 01.01.2011
комбинированное обозначение с элементом «МТС» общеизвестным в
Российской Федерации товарным знаком в отношении услуг 38 класса МКТУ
«мобильная телефонная связь».
|