БиблиОтека

БИБЛИОТЕКА / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / РЕШЕНИЯ ПАЛАТЫ ПО ПАТЕНТНЫМ СПОРАМ / Удовлетворительные ответы в отношении...

27.04.2014 Отмена решения Роспатента и регистрация товарного знака «TEABREEZE EXCLUSIVE COLLECTION» (заявка №2012706820), ИП Юрасов Н.Ю.


Приложение к решению Федеральной службы по интеллектуальной собственности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
коллегии палаты по патентным спорам по результатам рассмотрения возражения

Коллегия палаты по патентным спорам в порядке, установленном пунктом 3
статьи 1248 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) и
Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по
патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 № 56,
зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003
№4520 (далее – Правила ППС), рассмотрела возражение от 17.10.2013, поданное
Индивидуальным предпринимателем Юрасовым Николаем Юрьевичем, Московская
область (далее – заявитель) на решение Федеральной службы по интеллектуальной
собственности (далее – решение Роспатента) об отказе в государственной
регистрации товарного знака по заявке № 2012706820, при этом установила следующее.

На регистрацию в качестве товарного знака по заявке № 2012706820 с
приоритетом от 11.03.2012 на имя заявителя было подано комбинированное
обозначение со словесными элементами «TEABREEZE EXCLUSIVE
COLLECTION», выполненными буквами латинского алфавита. Предоставление
правовой охраны товарному знаку испрашивается в отношении товаров «чай» 30 класса МКТУ.

Роспатентом 15.08.2013 принято решение об отказе в государственной
регистрации товарного знака по заявке № 2012706820. Основанием для принятия
указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому
заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака
на основании пунктов 1 и 3 статьи 1483 Кодекса.

Заключение мотивировано тем, что заявленное обозначение воспроизводит
обозначение, используемое компанией Hyson Teas (Pvt) Ltd, находящейся в
г. Коломбо, для маркировки однородных товаров (www.kidstaff.com.ua, 2012706820
http://shop.vlasiha.info, http://dnepropetrovsk.dnp.slando.ua, www.komus.ru и др.),
поэтому оно не может быть зарегистрировано на имя заявителя на основании пункта
3 статьи 1483 Кодекса, поскольку способно ввести потребителя в заблуждение
относительно производителя товаров.

В заключении указано также, что словесный элемент «EXCLUSIVE
COLLECTION» является неохраняемым элементом в составе обозначения на
основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.

В поступившем 17.10.2013 возражении заявитель выразил свое несогласие с
решением Роспатента от 15.08.2013. Доводы возражения сводятся к следующему:
- противопоставленное обозначение «teabreeze» компании Hyson Teas (Pvt)
Ltd, находящейся в г. Коломбо (Шри-Ланка, о. Цейлон), не охраняется на
территории Российской Федерации, оно не является ни товарным знаком, ни
коммерческим обозначением, имеющим силу на территории Российской Федерации;
- в первую очередь необходимо обратить внимание на оригинальное
исполнение заявленного обозначения, которое является не словесным, а
комбинированным, включающим в себя эмблему, раскрывающую смысл,
заложенный в обозначение;
- центральным элементом обозначения является стилизованное изображение
блюдца с чашкой, из которой выступает стилизованная мачта с флагом и парусом, а
по краям чашки – еще два флага. «Чайный бриз» (легкий ветерок) обозначен
изображением развевающихся флагов. Именно такая идея была вложена в наше обозначение;
- эксперт не учел оригинальности заявленного обозначение, которая
обеспечивает его узнаваемость потребителем;
- в сети Интернет абсолютное большинство сайтов содержит информацию
именно о продукции, маркированной заявленным обозначением, при этом заявитель
не преследовал специальной цели развития бизнеса в сети Интернет, то есть
информация о продукции размещается в сети не заявителем, а многочисленными
торговыми организациями, предлагающими продукцию заявителя потребителю; 2012706820
- продукция заявителя, маркированная заявленным обозначением, была
представлена на двух международных выставках продовольственных товаров: с 11
по 15 февраля 2013 г. – международная выставка «Продэкспо-2013», с 16 по 19
сентября 2013 г. – международная выставка «WorldFood Moscow 2013»;
- еще более важным для целей узнаваемости обозначения является
фактическая представленность продукции на российском рынке: продукция
заявителя, маркированная заявленным обозначением, представлена в торговых сетях
АШАН, АТАК, Реал, Седьмой Континент, Виктория, Авоська, в интернет-магазине
и в каталоге «КОМУС» (www.komus.ru); а также в магазинах различного сегмента в
следующих городах России: Абакан, Анадырь, Арзамас, Армавир, Архангельск,
Астрахань, Барнаул, Белгород, Бирск, Благовещенск, Братск, Брянск, Владивосток,
Владикавказ, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Грозный, Екатеринбург,
Иваново, Ижевск, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Кемерово,
Киров, Комсомольск-на-Амуре, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курган, Липецк,
Липин Бор, Магадан, Магнитогорск, Махачкала, Москва, Мурманск, Набережные
Челны, Назрань, Нальчик, Нижневартовск, Нижний Новгород, Новгород,
Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Октябрьский, Омск, Орел, Оренбург,
Орск, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Псков, Пятигорск,
Ростов на Дону, Рыбинск, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов ,
Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Стрежевой, Сургут,
Тамбов, Тверь, Тихорецк, Томск, Тюмень, Улан -Уде, Ульяновск, Уфа, Хабаровск,
Хасавьюрт, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Черкесск, Чита, Элиста, Южно-Сахалинск, Якутск;
- на территории Российской Федерации реализация чая компании Hyson Teas
(Pvt) Ltd не производится.

С учетом изложенного, заявитель просит отменить решение Роспатента от
15.08.2013 и зарегистрировать товарный знак по заявке № 2012706820 в отношении
заявленных товаров «чай» 30 класса МКТУ.

В подтверждение изложенных доводов заявитель представил следующие
документы: 2012706820
- доводы заявителя в ответ на предварительное уведомление экспертизы [1];
- распечатка с сайта поисковой системы «Яндекс» – результаты поиска по
запросу «TEABREEZE» [2];
- фирменные каталоги продукции «TEABREEZE» (регулярная коллекция,
новогодняя коллекция) [3];
- рекламный буклет торговой сети «Виктория» [4];
- рекламный каталог торговой сети «Седьмой континент» [5];
- каталог потребительских товаров торговой компании «Караван» [6];
- фотографии с выставок [7].
На заседаниях коллегии палаты по патентным спорам, состоявшихся
10.02.2014 и 24.02.2014, заявителем дополнительно приобщены следующие материалы:
- рекламный буклет дистрибьютора продуктов питания «Сладкая Жизнь» [8];
- фирменный каталог продукции «TEABREEZE» (эксклюзивная коллекция) [9];
- экземпляр газеты «Челнинские известия» от 25.10.2013 с рекламой
продукции «TEABREEZE» [10];
- копия справки ООО «Форте Принт» об изготовлении фирменных каталогов
продукции «TEABREEZE» под контролем заявителя [11];
- копии договора о создании произведения от 15.11.2011, дополнительных
соглашений и актов к нему [12];
- копия трудовой книжки заявителя [13];
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее –
ЕГРЮЛ) сведений об ООО «Апекса» [14];
- копии договора № 3JАП-001 о производстве продукции из сырья и
материалов заказчика от 02.08.2013, дополнительного соглашения к нему,
накладных на передачу готовой продукции [15];
- справка ООО «МЕГАН 2000» о продукции «TEABREEZE» [16];
- упаковка продукции «TEABREEZE» [17].

Изучив материалы дела и заслушав участвующих в рассмотрении возражения,
коллегия палаты по патентным спорам считает доводы возражения убедительными.
С учетом даты (11.03.2012) поступления заявки № 2012706820 правовая база
для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака
включает в себя вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и
рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания,
утвержденные Приказом Роспатента №32 от 05.03.2003, зарегистрированным
Минюстом России 25.03.2003 № 4322 (далее – Правила).

В соответствии с требованиями пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса не допускается
государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих
собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в
заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.

Согласно подпункту 2.5.1 Правил к таким обозначениям относятся, в
частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об
определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое
не соответствует действительности.

Обозначение признается ложными или вводящим в заблуждение, если
ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.

Заявленное обозначение по заявке № 2012706820 представляет собой
комбинированное обозначение в виде эмблемы сложной формы синего цвета, на
фоне которой белым цветом выполнен изобразительный элемент, представляющий
собой стилизованное изображение корабля с мачтой и парусом на основе
изображения чашки с блюдцем, под которым размещен словесный элемент
«TEABREEZE», выполненный буквами латинского алфавита. В нижней части эмблемы
мелим шрифтом расположены словесные элементы «EXCLUSIVE COLLECTION»,
являющиеся неохраняемыми элементами на основании пункта 1 статьи 1483
Кодекса, что заявителем не оспаривается. Правовая охрана испрашивается в
отношении товаров «чай» 30 класса МКТУ.

Анализ соответствия заявленного обозначения требованиям подпункта 1
пункта 3 статьи 1483 Кодекса показал следующее. 2012706820
Очевидно, что словесный элемент «TEABREEZE» заявленного обозначения,
который может быть переведен с английского на русский язык как «чайный бриз»,
носит фантазийный характер, поскольку не описывает товар или его изготовителя.

Указанное исключает возможность отнесения данного словесного элемента к
обозначениям, указывающим на какие-либо характеристики товара либо данные о
его производителе, которые не соответствуют действительности.

Вместе с тем, введение потребителей в заблуждение возможно через
ассоциации, связанные с предшествующими знаниями потребителей о товаре иного
производителя, присутствующем на рынке, маркированным таким же или сходным обозначением.

В этой связи обращение к сведениям сети Интернет, размещенным на сайтах,
указанных в заключении экспертизы показало следующее.

На страницах www.kidstaff.com.ua, http://dnepropetrovsk.dnp.slando.ua имеется
информация о продаже на территории Украины (цены в гривнах) чая Хайсон
(Hyson) различного ассортимента, из которых четыре вида чая: черный чай «Зимнее
Вино», черный чай «Трюфели», зеленый чай «Цитрусовый туман» и зеленый чай
«Фруктовый праздник» составляют коллекцию «TEABREEZE COLLECTION». При
этом сама продукция не содержит указанного обозначения.

На странице http://shop.vlasiha.info размещена информация о чае Хайсон
(Hyson), однако упоминаний о коллекции «TEABREEZE» нет.

На странице www.komus.ru размещена информация о продаже чая,
маркированного заявленным обозначением, и, согласно доводам заявителя, к
продаже предлагается именно его продукция.

Обзор иных источников Интернет-пространства показал, что на сайтах,
зарегистрированных в России, действительно размещено большое количество
предложений о продаже чая, маркированного заявленным обозначением, которое,
согласно материалам [12], создано по заказу заявителя в 2011 году.

Производство чайной продукции под обозначением «TEABREEZE
EXCLUSIVE COLLECTION», согласно материалам [14] – [17] осуществляется
ООО «Меган 2000» под контролем заявителя.
При этом заявителем осуществляется комплекс мероприятий по продвижению
данной продукции, в том числе путем размещения рекламы чайной продукции в
каталогах розничных сетей (материалы [4], [5]), публикации фирменных каталогов
(материалы [3], [9], [11]), участия на выставках (материалы [7]).

Таким образом, оценив сведения, изложенные в заключении экспертизы, и
представленные заявителем доводы и материалы, коллегия палаты по патентным
спорам установила, что продукция компании Хайсон (Hyson) не присутствует на
российском рынке, вместе с тем широко предлагается к продаже чайная продукция,
индивидуализируемая заявленным обозначением и производимая под контролем
заявителя, что приводит к выводу об отсутствии обстоятельств, способствующих
введению потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров.
Ввиду указанного, заявленное обозначение соответствует требованиям пункта
3 (1) статьи 1483 Кодекса в отношении заявленных товаров «чай» 30 класса МКТУ.

Учитывая вышеизложенное, коллегия палаты по патентным спорам пришла к выводу:

удовлетворить возражение от 17.10.2013, отменить решение Роспатента
от 15.08.2013 и зарегистрировать товарный знак по заявке № 2012706820.