30.04.2014 Отмена решения Роспатента и регистрация комбинированного товарного знака "Водка. Огурцы" (заявка №2013707039), ООО «Евро Алко», г. Казань
|
Приложение к решению Федеральной службы по интеллектуальной собственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
коллегии палаты по патентным спорам по результатам рассмотрения возражения заявления
Коллегия палаты по патентным спорам в порядке, установленном пунктом
3 статьи 1248 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) и
Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по
патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 № 56,
зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003
№ 4520 (далее – Правила ППС), рассмотрела возражение от 21.03.2014, поданное
Обществом с ограниченной ответственностью «Евро Алко», г. Казань (далее -
заявитель) на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
об отказе в государственной регистрации товарного знака (далее – решение
Роспатента) по заявке №2013707039, при этом установлено следующее.
Регистрация обозначения по заявке №2013707039 с приоритетом от
05.03.2013 испрашивается на имя заявителя в отношении товаров 33 класса
МКТУ, указанных в перечне заявки.
Согласно описанию, приведенному в заявке, на регистрацию в качестве
товарного знака заявлено комбинированное обозначение, представляющее собой
изображение бутылки удлиненной округлой формы, зеленого цвета, с черным
контуром, покрытой черными неправильными штрихами. На бутылке имеется
вертикально расположенная этикетка прямоугольной формы белого цвета с
черным контуром, разделенная на два прямоугольника: в верхнем расположен
словесный элемент «ВОДКА», выполненный буквами русского алфавита
оригинальным шрифтом, в нижнем прямоугольнике расположен словесный
элемент «ОГУРЦЫ», выполненный оригинальным шрифтом буквами русского
алфавита, в самой нижней части прямоугольника расположены словесно-
цифровые элементы «40% об», «0,5 л», выполненные оригинальным шрифтом
буквами русского алфавита. Знак выполнен в зеленом, белом, черном цветовом сочетании.
Роспатентом 17.03.2014 принято решение об отказе в государственной
регистрации товарного знака по заявке №2013707039 для заявленных товаров 33
класса МКТУ. Основанием для принятия решения явилось заключение по
результатам экспертизы, согласно которому знак не соответствует требованиям
пункта 1 и пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Заключение мотивировано тем, что в состав заявленного обозначения
входит словесный элемент «ВОДКА», который указывает на определенный вид
товаров 33 класса МКТУ в связи с чем, для товаров «алкогольные напитки, а
именно водка» не обладает различительной способностью, а в отношении
прочих товаров 33 класса МКТУ регистрация заявленного обозначения
способна ввести потребителя в заблуждение относительно вида товара.
Словесные элементы «40% об», «0,5 л» указывают на свойства, состав,
количество заявленных товаров, в связи с чем являются неохраняемыми на
основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, в состав заявленного обозначения включен словесный элемент
«ОГУРЦЫ», который указывает на определенный вид товаров (огурец –
огородное растение из семейства тыквенных с продолговатым зеленым плодом,
идущее в пищу, см. Интернет, словари, Яндекс).
В связи с изложенным, заявленное обозначение не может быть
зарегистрировано в качестве товарного знака, как способное ввести потребителя
в заблуждение относительно вида товаров 33 класса МКТУ.
В возражении, поступившем 24.03.2014, заявитель выражает несогласие с
решением Роспатента, доводы которого сводятся к следующему:
- заявителем не оспаривается то, что входящие в состав заявленного
обозначения словесные элементы «водка», «40% об », «0,5 л» указывают на вид,
свойства, состав, количество товара и являются неохраняемыми;
- заявитель ограничил перечень заявленных товаров позицией «водка»;
- заявитель не согласен с мнением экспертизы о возможности
рассматриваемого обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно
вида заявленных товаров 33 класса МКТУ, поскольку создание у потребителя
такого впечатления при процессе приобретения водки является абсурдным;
- алкогольные напитки продаются лицам старше 18 лет, которые, как
правило, способны отличить напиток от огородного растения, идущего в пищу.
Введение в заблуждение потребителя является невозможным еще и потому, что
бутылка, в которой находится водка, и которая включена в заявленный
товарный знак, является прозрачной, в связи с чем содержимое бутылки
визуально доступно потребителю при покупке;
- водка и огурцы имеют очевидные различия, обусловленные разными
состояниями вещества сравниваемых продуктов, жидкого и твердого. Подобные
различия исключают возможность введения потребителя в заблуждение;
- слово «ОГУРЕЦ» является не только названием определенного вида
товаров, но и фантазийным, ассоциативным названием, используемым в
большом количестве поговорок;
- в правоприменительной практике экспертиза систематически
предоставляет охрану обозначениям, указывающим на определенную группу
товаров, в отношении иных товаров.
На основании вышеизложенного заявитель просит отменить решение
Роспатента и зарегистрировать товарный знак по заявке №2013707039 в
отношении товаров 33 класса МКТУ «водка».
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения,
палата по патентным спорам установила следующее.
С учетом даты приоритета (05.03.2013) заявки №2013707039 на
регистрацию товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности
включает Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на
регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом
Роспатента № 32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России
25.03.2003, № 4322 (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается
государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не
обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов,
характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество,
количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их
производства или сбыта.
В соответствии с подпунктом (2.3.2.3) пункта 2.3.2 Правил к обозначениям,
характеризующим товары, относятся, в частности, простые наименования
товаров; обозначения категории качества товаров; указание свойств товаров (в
том числе носящие хвалебный характер); указания материала или состава сырья,
указания веса, объема, цены товаров; даты производства товаров; данные по
истории создания производства; видовые наименования предприятий; адреса
изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично
или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как
указания на место нахождения изготовителя товара.
Элементы, указанные в подпункте (2.3.2.3) Правил могут быть включены
как неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимают в нем
доминирующего положения.
Положения, в частности, предусмотренные в подпункте (2.3.2.3) пункта
2.3.2 Правил, не применяются в отношении обозначений, которые приобрели
различительную способность в результате их использования для конкретных товаров.
В соответствии с пунктом 3 (1) статьи 1483 Кодекса не допускается
государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений,
представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или
способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его
изготовителя. В соответствии с пунктом 2.5.1 Правил не допускается регистрация в
качестве товарных знаков или их элементов обозначений, представляющих собой
или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в
заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. К таким
обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании
потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе
или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
Заявленное обозначение представляет собой комбинированное обозначение,
в виде изображения бутылки удлиненной округлой формы зеленого цвета с
черным контуром, покрытой черными неправильными штрихами. На бутылке
имеется вертикально расположенная этикетка прямоугольной формы белого
цвета с черным контуром, разделенная на два прямоугольника: в верхнем
расположен словесный элемент «ВОДКА», выполненный буквами русского
алфавита оригинальным шрифтом, в нижнем прямоугольнике расположен
словесный элемент «ОГУРЦЫ», выполненный оригинальным шрифтом буквами
русского алфавита, в самой нижней части прямоугольника расположены
словесно-цифровые элементы «40% об», «0,5 л», выполненные оригинальным
шрифтом буквами русского алфавита. Знак выполнен в зеленом, белом, черном
цветовом сочетании. Правовая охрана испрашивается в отношении товаров 33
класса МКТУ: «водка».
Анализ заявленного обозначения на соответствие требованиям пункта 1
статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Заявленное обозначение содержит словесные элементы «водка», «40% об»,
«0,5 л», которые указывают на вид, свойства, состав, количество товара, в связи с
чем, относятся к описательным элементам, в силу чего являются неохраняемыми
на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Данный вывод заявителем не оспаривается.
Анализ заявленного обозначения на соответствие требованиям пункта 3
статьи 1483 Кодекса показал следующее. В связи с тем, что заявителем был
ограничен заявленный перечень товаров
33 класса МКТУ товаром «водка», заявленное обозначение не будет вводить
потребителя в заблуждение относительно вида заявленных товаров.
Относительно того, что в состав заявленного обозначения включен
словесный элемент «ОГУРЦЫ», коллегия палаты по патентным спорам отмечает следующее.
Так «ОГУРЦЫ» (огурец (ед. число) - огородное растение семейства
тыквенных с продолговатым зелёным плодом.
На регистрацию заявлено комбинированное обозначение в виде
стилизованной бутылки для товаров «водка».
Коллегия палаты по патентным спорам отмечает, что при оценке
возможности введения в заблуждение следует учитывать реалии рынка,
привычки и восприятие потребителей.
Таким образом, необходимо принимать во внимание, как обычно товары
сбываются, выставляются на продажу, покупаются, а также потребительские
привычки и восприятие релевантной публики, которая обычно состоит из
достаточно хорошо информированных, внимательных и осмотрительных людей.
В этой связи коллегия палаты по патентным спорам полагает, что
существенным является факт того, что на «реальном» рынке товары водка и
огурцы не выставляются на одних и тех же полках или секциях, данные товары
принципиально выглядят иначе (жидкость и твердое тело), имеют разный вкус,
продаются в упаковке, позволяющей увидеть содержимое.
Кроме того, слово «ОГУРЕЦ» является не только названием определенного
вида товаров, но и фантазийным, ассоциативным названием, используемым в
большом количестве поговорок (напр. «выглядеть огурцом, быть огурцом»). Это
ассоциативное значение слова хорошо известно потребителям водки, которыми, в
основном, являются мужчины. То есть, ассоциации, возникающие при слове
«ОГУРЕЦ», хорошо понятны именно клиентской группе потребителей.
По мнению коллегии палаты по патентным спорам представляется
маловероятным, что потребители, увидев в магазине среди алкогольной
продукции оригинальную бутылку, маркированную обозначением «ОГУРЦЫ»,
будут введены в заблуждение и приобретут этот товар, думая, что это «огурцы».
Учитывая вышеизложенное, коллегия палаты по патентным спорам пришла к выводу:
удовлетворить возражение от 21.03.2014, отменить решение Роспатента
от 17.03.2014 и зарегистрировать товарный знак по заявке №2013707039.
|
|