В несложной цепочке случайностей вроде кодификации всей интеллектуальной собственности в рамках части IV ГК РФ (ГК4ч) и создания Суда по интеллектуальным правам (СИП) вполне логичным выглядит и грядущее пришествие на Русь-матушку единой и неделимой Федеральной службы по интеллектуальным правам (ФСИП).
В общем, по Поручению Правительства РФ от 23 октября 2013 г. №ИШ-П8-108пр Министерство экономического развития РФ в лице статс-секретаря Фомичева О.В. подготовило Первому заместителю Председателя Правительства РФ И.И.Шувалову проекты:
- Указа Президента РФ "О совершенствовании государственной политики в области интеллектуальной собственности
- Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальным правам и об изменениях, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
Сам документ можно изучить во вложенном файле, а пока - краткое резюме наиболее занятных моментов, показавшихся таковыми мне.
1) Обсуждение функций и задач новой Интеллектуальной службы происходит в отсутствие долгосрочной (и даже краткосрочной) государственной стратегии в области интеллектуальной собственности, которая, судя по тексту Указа Президента, должна появиться только 1 января 2015 года. Что не мешает утверждать численность работников центрального аппарата ФСИПы и вопросы ее финансирования в 6-месячный срок.
2) ФСИПу передаются функции в сфере интеллектуальной собственности от следующих 7-ми нянек (у которых, собственно, дитя без глазу):
1. Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента), правопреемником которой и является ФСИП;
2. Министерства культуры
3. Министерства образования и науки
4. Министерства промышленности и торговли
5. Министерства связи и массовых коммуникаций
6. Министерства сельского хозяйства
7. Министерства экономического развития
8. Министерства здравоохранения
9. Министерства внутренних дел
10. Федеральной таможенной службы
и прочих подведомственных им служб и агентств.
3) ФСИП подчиняется напрямую Правительству РФ (а не Минэкономразвития, как Роспатент), может иметь 5 заместителей руководителя (включая статс-секретаря), до 14 управлений в структуре центрального аппарата и наделяется функциями:
1. Выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере всех видов интеллектуальной собственности (как промышленной, так и авторских и смежных прав), обязательного экземпляра документов, контроля и надзора за бюджетной ИС гражданского, военного, специального и двойного назначения (бывший ФАПРИД), а также контроля, надзора и защиты интересов государства в отношении госзаказчиков и организаций исполнителей государственных контрактов на НИОКРы;
2. Реализации нормативно-правового регулирования и функций по защите ИС (!);
3. Оказания услуг в сфере учета, регистрации, сохранения и правовой охраны и использования всех видов ИС;
4. По проведению государственной аккредитации ОКУПов (обществ по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе);
5. Ведения таможенного реестра объектов ИС (бывшего ТРОИС ФТС), реестра бюджетной ИС, реестра селекционных достижений, а также ЕФАИС сведений о показах фильмов в кинозалах и Государственного регистра фильмов;
6. Международного сотрудничества и выполнения международных обязательств в сфере ИС, обеспечение интересов российских правообладателей за рубежом;
7. Координация деятельности ФОИВов (федеральных органов исполнительной власти) в сфере ИС.
8. Контролю и надзору за соблюдением законодательства об авторском праве и смежных правах (почему-то отдельно - прим. А.С), деятельностью ОКУПов, госзакупками по НИОКРам, и бюджетной ИС (в том числе, двойного назначения).
Все это объясняется в Пояснительной записке тем, что:
1. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 года №2227-р, предполагает реализацию ряда мер по защите, охране и стимулированию коммерциализации ИС.
В частности Стратегия предусматривает :
а) целевой индикатор "коэффициент изобретательской активности", который должен увеличиться с 2,0 в 2010 году до 2,8 в 2020 году, при этом количество (а не качество - прим. А.С.) ежегодно подаваемых заявок (вне зависимости от результата их рассмотрения - прим. А.С.) на изобретения в 2020 году должно вырасти, как минимум, на 40% :)
б) целевой индикатор "количество зарегистрированных договоров отчуждения прав на патенты и лицензионных договоров" должен вырасти до 40 000 в год, что означает рост числа сделок по всем объектам как минимум в 14 раз.
2. В целях повышения вклада ИС в ВВП России необходимо создать среду, стимулирующую создание высокотехнологичной продукции, массовое техническое творчество и изобретательство. При этом самое главное - обеспечение адекватной защиты создаваемых и охраняемых объектов ИС (!).
3. В связи с совершенствованием и ростом доступности технологий распространения, копирования и воспроизводства продукции и услуг на основе ИС возникает потребность в создании новых механизмов регулирования и защиты прав авторов и правообладателей.
4. Консолидация таких полномочий в едином органе применяется во многих высокоразвитых странах (США, Великобритания, Германия и др.)
_____________________________________________
В общем, лично мне кажется любопытным то, что именно ФСИП теперь будет заниматься правопринуждением от лица государства в сфере ИС, причем правопринуждением крайне специфическим, требующим наличия специалистов самого разного профиля...
В частности, согласно пункту 5.29 Раздела "Полномочия" Положения о ФСИПе именно ФСИП принимает решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер (то, что ранее делала таможня).
А согласно пункту 6.3 ФСИП вправе пресекать факты нарушения законодательства РФ в сфере ИС, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере ИС.
И даже составлять протоколы об административном правонарушении в соответствии с возложенными задачами и функциями (то есть по статьям 14.10 и 7.12 КоАП РФ), если верить пункту 6.4. Положения.
А согласно пункту 6.5. Положения ФСИП вправе выдавать обязательные для исполнения предписания, и даже (пункт 6.6.) вносить в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими законодательство в сфере ИС, отдельных видов деятельности или о приостановлении таких лицензий.
В общем, такого мегарегулятора страна рассейская еще не знала. Особенно с учетом того, что критериев злоупотребления интеллектуальными правами не смог до сих пор выработать даже безвременно канувший в лету Высший Арбитражный Суд РФ.
Запасайтесь поп-корном, дамы и господа, устраивайтесь поудобнее...
Приключения агентов федеральной интеллектуальной службы только начинаются :))
Автор: Анатолий Семенов Источник: http://zakon.ru/
|